На вопросы читателей отвечает
психотерапевт-конфликтолог Владимир Берштейн
психотерапевт-конфликтолог Владимир Берштейн
«Последнее время как-то очень много людей вокруг умирают от тяжелых болезней. Меня преследует боязнь неизлечимой болезни. Просто измучалась вся. Как избавиться от этой фобии?» Марина Петровна
Нозофобия (навязчивый страх заболеть) – состояние, с которым систематически сталкиваются психиатры и психотерапевты. Помимо мучительных и изматывающих человека переживаний оно практически всегда чревато дополнительной совершенно бесполезной тратой времени как самого пациента, так и медиков.
Испытывающий страх болезни человек стремится к постоянным, порой дорогостоящим обследованиям, консультациям со специалистами… При этом вполне благоприятные результаты анализов и инструментальных исследований, оптимистичные заключения страха не снимают и облегчения не приносят. Возникают сомнения типа «возможно, в лаборатории допустили ошибку», «врач недостаточно квалифицирован», «меня просто не хотят расстраивать»… Дело может дойти до настойчивых просьб проведения серьезных оперативных вмешательств! В литературе описаны случаи таких ненужных вмешательств.
Драматизм нозофобии заключается еще и в том, что подверженный ей человек, если избавляется от страха одной болезни, может тут же переключиться на другую. И все начинается сначала. Словом, проблема непростая. Но на газетной полосе я вынужден ограничиться лишь самыми общими соображениями.
Во-первых, при устойчивом страхе заболевания, действительно, надо пройти всестороннее обследование. Если результаты благоприятны, а страх остается, не ходить бесконечно по консультативно-диагностическому кругу. Но и не носить этот страх в себе, чувствуя невозможность справиться с ним самостоятельно. Самое правильное – обратиться к психотерапевту или психиатру. (В наше время недальновидно избегать этих специалистов из-за обывательских предрассудков или неоправданной боязни быть «поставленным на учет»!)
Навязчивый страх неразрывно связан с мышлением. В данном случае с неверно трактуемой реальностью. Но процесс собственного мышления вполне управляем. Разумеется, практически невозможно усилием воли заставить себя не думать о чем-то конкретном. А вот вытеснить, заменить эти мысли другими под силу почти каждому. Не думать о черной кошке не так уж сложно, если думать о белой. Или о чем угодно еще.
Потому разумно сосредоточиться на мыслях не о болезнях, а, к примеру, о здоровье и способах его поддержания. К этому нелишне подключить рассуждения примерно в следующей последовательности: «Я боюсь заболеть. При этом никаких выраженных симптомов не отмечаю. Все заключения подтверждают необоснованность моих страхов. Так почему я боюсь? И надо ли дальше тратить на это время и нервы?..» И так далее в подобном стиле, постепенно соскальзывая в своих мыслях на обычные повседневные заботы, которые тоже времени и сил требуют, и от которых в отличие от пустых страхов действительно, никуда не деться.
При этом нелишне иметь в виду и объективные факторы, оказывающие благоприятное психотерапевтическое воздействие на мнительных, повышенно внушаемых людей, какими и являются страдающие нозофобией. В частности, разумно чаще вспоминать о современных достижениях в области диагностики и лечения не так давно, казалось бы, фатальных заболеваний. И если проанализировать случаи неблагоприятного исхода при этих состояниях, легко убедиться, что в значительной своей части они связаны с поздним обращением больного за помощью, а не с врачебными ошибками. Главное при нозофобии – не совмещать страх заболевания со страхом узнать правду о своем состоянии и, стало быть, с уклонением от весьма желательного ежегодного профилактического обследования.
«Лицей» № 3 2009