Интернет-журнал «Лицей»

Что отличает хороший рассказ от плохого

Ирина Мамаева…и почему я настояла на включении «Гаструляции» в шорт-лист

11 декабря во второй половине дня мы узнаем имена лауреатов Третьего конкурса короткого рассказа «Сестра таланта».  Шорт-лист вызвал бурную реакцию у читателей и участников конкурса. Член жюри, писатель, лауреат премии имени Валентина Распутина Ирина Мамаева рассуждает о том, что такое хороший рассказ.

 

Любой хороший рассказ – это колдовское зелье, в котором в разных пропорциях обязательно присутствуют язык (стиль), сюжет (завязка – развитие действия – кульминация – развязка) и эмоции.  Если язык коряв, словарный запас скуден, а слова связываются в предложения и абзацы вопреки логике, то автору место на школьной скамье, ибо умение гладко и стройно выражать свои мысли письменно – навык с уроков русского и литературы.  Если язык прекрасен, а сюжет рыхл или вовсе отсутствует, то имейте мужество признаться себе, что вы написали не рассказ, а, скажем, эссе или очерк; отправьте его на другой конкурс и возьмите там первую премию.  Если же и язык, и сюжет присутствуют, если ум, упиваясь первым, бежит, как овчарка, высунув язык, за вторым, но чувства при этом молчат, как похороненные, это – не рассказ.  Это – научная литература.  Как читатель я хочу измениться после прочтения текста, стать другой, а тут без эмоций и чувств – никак.  А потому, если вы, садясь за компьютер, не собираетесь менять мир своими произведениями, займитесь фитнесом, он для здоровья полезнее.

Ладно, поехали дальше.  Ко всему этому (к нашему зелью) добавляются ещё два очень важных ингредиента.  Первый –  неординарность.  Потому что с того момента, как человечество научилось писать, все, кому не лень, писали много и на разные темы.  И чтобы быть замеченным в этом стремительном потоке текст должен удивлять, чтобы «Оп-пачки!  Как интересно!» (это для примера, у всех свои возгласы).  90 процентов того, что попадается на глаза, банально до неприличия: белые берёзки и белый снег, внучок, в последний момент вспомнивший про своих стариков, раскаявшийся негодяй, пожертвовавший денег сироткам или на храм, подлец, обещавший любить и переметнувшийся к Светке… Каждый человек – уникален, каждый может сказать этому миру что-то своё, особенное.  Или говорите, или устройтесь редактором (это тоже очень важная и нужная профессия).

И, наконец, то, что я называю добротой.  Здесь вообще всё просто.  Если вам нравится описывать мерзости этого мира (а их, увы, хватает), нравится упиваться чужими страданиями, нравится взывать к низменным человеческим чувствам, то ваше место – на соответствующих форумах.  И точка.  Ибо единственное призвание писателя – это восславить божий мир, а бог есть – любовь и добро.  Но, оговорю специально, всё это не имеет никакого отношения к морализаторству: если вы надели рубище и вдруг решили, что теперь имеете право (якобы с высоты своего духовного подвига) объяснять направо и налево, что добро, а что зло, то…  То…  Видимо, у таких, как вы, тоже есть свои специальные форумы.

А остальные – велкам.  И, на мой взгляд, «Сестра-14» удалась.  Те, обычные 10 процентов, порадовали.  У половины из 90 отличные шансы перейти в категорию 10 процентов.  Выбор был и ещё предстоит трудный и суровый.  А теперь – заждались? – поговорим о «Гаструляции».

«Гаструляция» запоминается.  А, стало быть, рассказ неординарен: своими «прогалинами метрополитеновского дивана», языком и интонациями, неожиданным  сюжетом.  И достоверен: суть характера схвачена, препарирована по всем правилам и вынесена на всеобщее обозрение.  Пусть этот рассказ не самый лучший в десятке, но он живой.  И – можете закидать меня тапками – сегодня я буду голосовать против присуждения первого места «Нити» или «Кирпичам».  Да, они хорошие, крепкие…   ровные, гладкие и правильные.  Они узнаваемы.  Они подтверждают наш жизненный опыт, но не дают ничего нового.  На мой взгляд, первое место – это «Ангел».

 

P.S.  Знаете, кстати, что отличает графомана сразу и клеймит для члена жюри навсегда?  Страстное стремление прямо в тексте задавать самому себе вопросы.  Например: (с красной строки) «И что же дальше сделал наш главный герой Павел?».  И, конечно же, тут же самому себе отвечать: «Павел думал повеситься, но передумал».  Ради всех святых, хочется сказать, повесьте уже Павла раз и навсегда и попробуйте себя в другом виде искусства.

 

Фото Ирины Ларионовой

 

Exit mobile version