И вот, когда кажется, что все точки наконец расставлены, почему-то возникает желание вернуться назад. Теперь уже без острых, горячих эмоций, а чуть трезвее и рассудительнее.
Я давно не был на фестивалях, наверное, лет 10-15, а может, и больше. Говорю именно о фестивалях – многочасовом действе, которое отличается тем, что никогда не знаешь, когда оно завершится, когда лишь до первого антракта зрители еще сидят на своих местах, а после начинают перемещаться по залу. О фестивалях, на которых можно встретить детишек от года и старше, слушающих, спящих, танцующих, что-то жующих и что-то пьющих – причем дети нередко уходят вместе с родителями, бабушками или дедушками (чаще с бабушками, ибо дедушки редко ходят на фесты) лишь тогда, когда гаснет свет на сцене, а музыканты сворачивают инструменты. О фестивалях, где за один вечер можно услышать 10-12 исполнителей самых разных стилей и направлений, и не перестаешь удивляться: «Это почему на джазовом фестивале (к примеру) выступает цыганское трио (к примеру)?». О тех фестивалях, когда музыканты, отыграв свой сет, спускаются в зал, становясь зрителями, и так же непосредственно и радостно воспринимают все то, что происходит на сцене.
«ДедаFest-2014» был именно таким фестивалем – живым, ироничным, иногда хулиганистым, а порой грустным, но в целом веселым и заводным. Плотная атмосфера любви и тепла наполнила здание филармонии с самого начала и не отпускала все семь часов подряд. Ноги отбивали ритм, головы кивали в такт – это у сидящих. А те, кто вышел в проходы зала и пустился в пляс, ритм отбивался всеми частями тела. И сердцем. Сердце работало не переставая – и у музыкантов и у зрителей.
Настоящий фестиваль: 11 исполнителей разнообразной музыки – в основном фолк-рок, причем с местным национальным уклоном, хотя звучала и цыганская музыка с кусочками джаза, классики и авангарда, а также инструментальный сет в каком-то смешанном стиле, который мало относился к фольклору. Качественная музыка, волшебный звук, драйв – всё это не отпускало добрых семь часов.
Такими по духу и атмосфере были международные джазовые фестивали, что возникли в Петрозаводске на рубеже 80-х и 90-х годов. Потом они как-то постепенно стали затухать под бодрой уверенной поступью молодого российского капитала, подминавшего под себя все: фабрики и заводы, паровозы и пароходы, людей и их души. И исчезли…
Музыка, звучавшая со сцены фестиваля «ДедаFest» была тоже из того времени – непосредственного и искреннего, радостного, когда были надежды на лучшее. Фолк-рок прошлого века внезапно вернулся к нам словно из небытия – я слышал подобную музыку тоже где-то на рубеже 80-х – 90-х или чуть позднее, а потом наступил провал. Конечно, эта музыка звучала и позже, но я все же говорю про ее дебют во времени. И даже выбивавшееся из заявленного контекста феста мощное, гитарно-электронное звучание трио «Ascetics», вроде бы насквозь современное, уверенное, даже чуть-чуть самоуверенное, – даже оно своими кусочками возвращало назад – во времена расцвета джаз-рока, фанка, фолк-рока и электронной музыки.
Конечно, меня зацепили далеко не все исполнители. Были и те, кто ничем особо не выделился – ну кроме разве что профессионализма, но в музыкальном плане они были не оригинальны. Были и те, кто крепко оставался на своем уровне, достигнутом еще 10-15 лет назад, но слушать их было приятно. Но были свежие и оригинальные группы как посыл в будущее. Они подарили надежду на возрождение непосредственного, искреннего, будоражащего кровь, радостного и печального звука, который был двадцать с лишним лет назад и который – я в это верю! – может вернуться вновь.
Группа фестиваля http://vk.com/event46912299