Граница – слово грозное, когда речь идет, скажем, о государственной границе. В Советском Союзе был создан образ границы как чего-то чрезвычайно важного, страшного, сурового. И чтобы поехать в обычную экскурсионную поездку заграницу, нужно было получить характеристику в комсомольской организации и заверить ее в администрации предприятия, где ты работаешь. Теперь граница для обывателя – это паспортная служба и таможня. И новые, совершенно немыслимые раньше, возможности. Например, такие, как художественный проект фотографа из России Анастасии Хорошиловой и ее финского коллеги Яакко Хейккиля.
Каждый из них автономно продвигался с юга на север Карелии, посещая деревни и города вдоль границы с той и другой стороны. Для них это был не просто сбор материала, а своего рода исследование, результатом которого стала выставка, где оба автора представили свое видение жизни обычных людей в приграничье.
Первый объект для зрителя на выставке – это монитор, где вереницей, один за другим идут кадры, отснятые Анастасией Хорошиловой. За кадром звучат голоса людей с приветствием по-русски и по-фински: «Terve! Здравствуйте!». Простые слова с самого начала положительно заражают зрителя на все время просмотра, создавая особое настроение дружелюбия и добросердечия, ведь без добрососедства жизнь в мире невозможна. Мне по душе идея Анастасии Хорошиловой. Она снимала людей, отсылала им фотографии на память. В ответ люди присылали письма, в которых рассказывали о своей жизни в этом месте. Самое трогательное и душевное в этой выставке – письма простых людей, их непростые истории, судьбы. В этом несомненная удача автора. Жаль, что в экспозиции они разминулись – люди и их судьбы.
Дело в том, что выставочный материал подан очень своеобразно. Через весь зал растянулось бумажное полотно, на котором отпечатаны снимки и тексты писем.
– Истории и судьбы прочно переплетены, – рассуждает о своем проекте Анастасия. – У каждого из нас для них своя версия. Для меня Карелия стала зеркалом, собравшим многие отражения сегодняшней действительности.
Как образ реки жизни, в которой перемешаны судьбы русских и финнов, экспозиция смотрится оригинально, хотя для просмотра это очень неудобно. Фотографическую реку жизни можно ассоциировать и с бумажным свитком, то ли руной, то ли балладой.
Вот пояснение к проекту Яакко Хейккиля: «Собираю образы: дома, дворы и лица, кусочки жизни, мгновения и фразы – а что если так родится руна этой эпохи?». Удача финского автора именно в фотографическом материале. Его панорамные фотографии и в самом деле создают ощущение всеохватности жизни. Возможно, именно благодаря интересному формальному решению и идее создать современный эпос, у финского автора это получилось убедительнее.
Осенью прошлого года выставку показали в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства, в Санкт-Петербурге, а также в приграничном финском городе Йоэнсуу.
Фото автора