Интернет-журнал «Лицей»

Terve! Здравствуйте!

Куратор выставки Георгий Никич: «Все фотографии и письма напечатаны на огромном рулоне, изображения и тексты  никогда не разворачиваются до конца. Часть целого всегда скрыта…»«Собираю образы: дома, дворы и лица, кусочки жизни, мгновения и фразы – а что если так родится руна этой эпохи?». В Городском выставочном зале открылась выставка «Место назначения – Карелия» Анастасии Хорошиловой и Яакко Хейккиля

 

Граница – слово грозное, когда речь идет, скажем,  о государственной границе. В Советском Союзе  был создан образ границы как чего-то  чрезвычайно важного, страшного, сурового. И чтобы поехать в обычную экскурсионную поездку заграницу, нужно было получить характеристику в комсомольской организации и заверить ее в администрации предприятия, где ты работаешь. Теперь граница для обывателя – это паспортная служба и таможня. И новые, совершенно немыслимые раньше, возможности. Например, такие, как художественный проект фотографа из России  Анастасии Хорошиловой и ее финского коллеги Яакко Хейккиля.

 

Каждый из них автономно продвигался с юга на север Карелии, посещая деревни и города вдоль границы с той и другой стороны. Для них это был не просто сбор материала, а своего рода исследование, результатом которого стала выставка, где оба автора представили свое видение жизни обычных людей в приграничье.

 

Первый объект для зрителя на выставке – это монитор, где вереницей, один за другим идут кадры, отснятые Анастасией Хорошиловой. За кадром звучат голоса людей с приветствием по-русски и по-фински: «Terve! Здравствуйте!». Простые слова с самого начала положительно заражают зрителя на все время просмотра, создавая особое настроение дружелюбия и добросердечия, ведь без  добрососедства жизнь в мире невозможна. Мне  по душе идея Анастасии Хорошиловой. Она снимала людей,  отсылала им фотографии на память. В ответ люди присылали письма, в которых рассказывали о своей жизни в этом месте. Самое трогательное  и душевное в этой выставке – письма простых людей, их непростые истории, судьбы.  В этом несомненная удача автора. Жаль, что в экспозиции они разминулись – люди и  их судьбы.

 

Дело в том, что выставочный материал подан очень своеобразно. Через весь зал  растянулось бумажное полотно, на котором отпечатаны снимки и тексты писем.

 

– Истории и судьбы  прочно переплетены, – рассуждает о своем проекте Анастасия. – У каждого из нас  для них своя версия. Для меня Карелия стала зеркалом, собравшим многие отражения сегодняшней действительности.

 

Как образ  реки жизни, в которой перемешаны судьбы русских и финнов, экспозиция  смотрится оригинально, хотя для просмотра это очень неудобно. Фотографическую  реку жизни  можно ассоциировать и с бумажным  свитком, то ли руной, то ли балладой.

 

Вот пояснение к проекту Яакко Хейккиля: «Собираю образы: дома, дворы и лица, кусочки жизни, мгновения и фразы – а что если так родится руна этой эпохи?». Удача финского автора именно в фотографическом материале. Его панорамные фотографии и в самом деле  создают ощущение  всеохватности жизни. Возможно, именно благодаря интересному формальному решению и идее создать современный эпос, у финского автора это получилось убедительнее.

 

Осенью прошлого года выставку  показали  в рамках 5-й Московской биеннале  современного искусства, в Санкт-Петербурге, а  также в приграничном финском городе Йоэнсуу.

Мультимедиа Анастасии Хорошиловой
Анастасия Хорошилова:«Человеческая память – слуга быстротекущего времени. Она легко изменяет человеку, приспосабливаясь к обстоятельству и темпу жизни»
Именно содержание, которое во многом скрыто от зрителя, и создает, на мой взгляд, зрительский интерес. Как, например, в этой скромной открытке
Яакко Хейккиля. Даниил Башков. Сортавала
Яакко Хейккиля. Александра Сергеевна Сидорова. Паданы
Яакко Хейккиля. В комнате у Лайны Лесонен. Вокнаволок
Яакко Хейккиля. Во дворе Пертти Раннико. Киихтелюсваара, Финляндия

Фото автора

Exit mobile version