Художественная галерея Дмитрия Москина

Самодеятельные художники

 
{hsimage|Павел Ларионов. Поморские кочи. Северный ветер.||||}Для людей, неискушенных в изобразительном искусстве, граница между работами профессиональных художников и любителей весьма размыта, хотя есть довольно объективные критерии их оценки.
 
 
Вообще художники разные ― есть любители с дипломом о высшем художественном образовании, есть профессионалы без диплома. В искусстве многое зависит от масштабов личности мастера, проявляющейся через произведения искусства и зачастую, обычному зрителю больше нравятся картины самодеятельных художников, где сюжет понятен и манера исполнения не усложнена.
 
{hsimage|Петр Кузьмин. Герои "Калевалы"||||}Таковы представленные здесь четыре художника, с которыми я был лично знаком и которые нашли себя в искусстве, то есть для которых занятия в свободное от основной работы время доставляли удовольствие, они не могли без него жить.  
 
Это яркие представители движения любителей-художников в 1970 — 90-е годы, когда государство что-то делало в этой области. Чаще всего они работали оформителями в конторах, на заводах. Встречались в студиях, организовывали выставки. Самой известным коллективом, созданным в 1975 году, была студия «Сампо» Дворца культуры и техники ПО «Петрозаводскмаш».
 
Студия объединяла более 50 самодеятельных художников и мастеров-умельцев, а руководила ею художник Г.С. Щербакова. Студийцев обучали, им читали лекции, их работы представляли не только в Петрозаводске и районах Карелии, но и в городах-побратимах. Квартиры многих петрозаводчан украшают их картины, предметы прикладного искусства. Сейчас другие времена… 
 
 
{hsimage|Петр Кузьмин||||}  Петр Егорович Кузьмин

 
 
Кузьмин посещал сначала студию В. Чекмасова, потом С. Щербакова, был заметным членом студии самодеятельных художников Петрозаводска. Карел по национальности, он основательно занимался «Калевалой». Есть сведения, что его картины на эту тему находятся в краеведческом (ныне национальном) музее. Интересны его ладожские пейзажи ― из мест компактного проживания карелов.
 
Кузьмин участник многих выставок, обладатель дипломов. Работал в театре, на заводах, в управлении железных дорог.   
 
 
 
 
{hsimage|Петр Кузьмин. Колокольчики||||} {hsimage|Петр Кузьмин. Натюрморт||||}
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иван Григорьевич Голенищев
 
 
{hsimage|Иван Голенищев||||} Родился в Ладве, вепс по национальности. Занимался еще в изостудии Дворца пионеров, который в конце 1930-х годов располагался в бывшей земской управе на берегу Онежского озера. С темой Петра первого он столкнулся в 1947 году, когда оформлял музей в Марциальных водах. Долгое время он работал в художественных мастерских при Союзе художников Карелии. Рисовал он и портреты, например Элиаса Лённрота и Яна Сибелиуса.  
 
{hsimage|Иван Голенищев. Государева дорога|right|||} {hsimage|Иван Голенищев. Парадный портрет Петра 1 в мундире Преображенского полка||||} {hsimage|Иван Голенищев. Петр в Марциальных водах||||} 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Павел Павлович Ларионов
 
{hsimage|Павел Ларионов ||||} {hsimage|Павел Ларионов. Фрегат|right|||} Из поморов, фронтовик. В свое время  учился у знаменитого Вениамина Попова, потом заочно окончил университет им. Крупской. Преподавал в художественно-ремесленном училище №4. Кстати, его учениками были скульптор Лео Ланкинен и фотограф Семен Майстерман.
 
Любимая тема Ларионова морская, он создал десятки картин с кораблями, а также пейзажи и натюрморты. Cтрастный коллекционер значков и нэцке. Работал на заводе «Авангард», в краеведческом музее.  
 
 

 
 
 
 
  
{hsimage|Игорь Калюков||||}Игорь Иванович Калюков
 
К искусству приобщился в армии, когда в одной из частей ГДР оформлял музей боевой славы. Приехав в Петрозаводск, работал диктором, потом в Публичной библиотеке. Подготовившись в студии В. Чекмасова, поступил на заочное отделение в институт им. Герцена.
 
Художник-экспериментатор. Любил различные стили в искусстве, использовал разные техники. Коллаж, например. Был предан своему делу и нередко выходил за рамки любительского искусства, поэтому последние годы жизни был членом Творческого Союза художников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
{hsimage|Игорь Калюков. Рабочий стол. Графика||||}
{hsimage|Игорь Калюков. Аиекопирование||||} 
{hsimage|Игорь Калюков. Рыбы||||} 
{hsimage|Игорь Калюков. Три милашки||||} 
 
  • Светлана

    Итересно, а где можно посмотреть картины Петра Кузьмина. В 1981 приезжала в гости к бабушке в Карелию и Петр Кузьмин написал мой портерт.Хотелось бы посмотреть на него, так как дома только сохранился набросок. А ведь он очень многих людей писал , когда жил в деревне Гавриловка.

  • ИЛ

    Наташа, как интересно, что ты посещала студию Галины Сергеевны..А я работала в соседнем кабинете..Там было детская фотостудия «Этюд» и фотоклуб «Полюс». Иногда я по просьбе Галины Сергеевны фотографировала студийцев.. Может. и ты в этот момент была в классе.. Наш мир так тесен..

  • Наталия Крылова

    Мы несколько лет занимались в детской изостудии у Галины Сергеевны. Во дворце культуры «Машиностроитель». Когда наши занятия заканчивались, приходили взрослые художники, рассаживались за те же мольберты, прикрепляли неоконченные работы (больше всего запомнились гипсы — с Давида, конечно же). Это были бородатые мужчины в свитерах и пиджаках поверх свитеров и женщины — длинноволосые или стриженные (редко с химией, которая у женщин тогда была почти обязательна). Видимо, они шли в изостудию прямо с работы. В верхнем туалете, где мы мыли кисточки после занятий, кто-то тщательно смывал остатки мазута с рук. Рабочие потрескавшиеся руки. Они, эти взрослые, пахли заводом, «Беломором», изредка перегаром и заброшенностью. Они передвигали мольберты и покашливали, стараясь не шуметь. Так взрослые люди становились учениками… А нам, семи-десятилеткам, они казались сильными, умными, уверенными в себе, настоящими художниками. Я их немного боялась: они были другими, чем обычные взрослые в школе и магазинах, — у них была своя тайна, им не было дела до нас.
    Впрочем, работы взрослых художников были очень разные, да. Многие смешные — с видимым нарушением пропорций. Видимо, тогда Галина Сергеевна брала в студию всех. Или это была группа начинающих…