Интернет-журнал «Лицей»

Дениз Уайли: «К своему стилю я пришла методом проб и ошибок»

Дениз Уайли. Священное озеро -Sacred lake (по следам пребывания в Карелии)Английская художница Дениз Уайли в 90-е годы не раз была участницей вернисажей в Карелии,  устраивала выставки наших художников за рубежом. В ноябре мы вновь с ней встретимся: в Петрозаводске пройдет международная выставка акварелистов, в которой примут участие Дениз и ее партнер Клер О`Хейган.

 

C 1993-го по 1996 год группой Art Contact при активном участии Дениз Уайли, художников Аркадия Морозова, Владимира Лобанова, Маргариты Юфа, Сергея Терентьева  постоянно организовывались международные выставки: всего было представлено более 200 работ художников из 30 стран. Экспонировались и работы Д. Уайли.

Самобытный творческий стиль Дениз Уайли, многокрасочная палитра, жанровая полифония не перестают удивлять не только любителей искусства, но и многих коллег. Более двадцати лет назад, в 1993 году, она впервые представила на суд наших зрителей свои работы  в петрозаводской галерее Союза художников. Авторская экспозиция была организована при участии известного  искусствоведа Марии Юфа и включила более 30 живописных и графических полотен, объединенных под общим названием «Дикий сад».

Осенью того же года в лондонской галерее Hardware Gallery Highgate состоялась выставка с участием  известных петрозаводских мастеров Сергея Терентьева, Аркадия Морозова, Маргариты Юфа, Владимира Лобанова и других. Это и было началом  творческого сотрудничества английской художницы с Карелией в рамках международной группы Art Contact, на счету которой уже десятки самых разных и интереснейших совместных  проектов.

 

Накануне новой встречи с Дениз Уайли она дала нам интервью по скайпу.

 

– Вы работаете в самых разных стилях и жанрах. Какой из них ваш любимый?

– Мне трудно ответить на этот вопрос, как и любому художнику. Ведь мы с Клер О`Хейган, моим постоянным партнером, занимаемся как живописью, акварелью, гравюрой, литографией, так и ландшафтным дизайном, инсталляциями. Многие из наших работ украшают не только выставочные залы разных городов, но и лондонские офисы, парки, правительственные здания. Кроме того несколько лет назад я освоила новый для себя жанр анимации. К уже известным зрителям видеофильмам «Первая темнота», «Письма из Лондона», включившим целую серию живописных миниатюр и пейзажей, мы недавно добавили еще один совместный короткометражный проект «Глубокое Белое море», созданный на основе ярких и незабываемых впечатлений от поездок и путешествий по вашему удивительному и сказочно красивому северному краю.

 

– Когда вы начали рисовать и что вас к этому побудило?

– Рисовала я с самого раннего детства, делая наброски, минигравюры, эскизы,  причем всегда находила самые неожиданные цветовые сочетания, используя для этого вместо традиционных красок различные пищевые и растительные красители, обувные кремы, гуталин, ваксу, канцелярский клей. Одно из моих воспоминаний раннего возраста показывает, что я с самого начала представляла себя именно художником. Когда мне было четыре года, я спрятала один свой экспериментальный рисунок, который мне очень нравился, под лестничным ковром. Три года спустя моя мама случайно нашла его, делая в доме ремонт. Она спросила меня, зачем я положила его туда. Я ответила, что хочу показать свое творение родным и друзьям в будущем, когда стану знаменитой. На этой картине была изображена сидящая женщина со скрещенными и тщательно раскрашенными пальцами на руках – образ, который много раз повторялся в моих более поздних картинах.

 

– Многих зрителей удивляет грандиозный тематический спектр ваших экспериментальных работ: от широко известных авторских циклов «Трансформации в науке и искусстве», «Розалинда Франклин: исследования ДНК» до целых серий живописных и акварельных миниатюр «Весна в саду», «Падение лета». Чем это можно объяснить?

–  Темы ко мне зачастую приходят неожиданно и внезапно, порой даже необъяснимо. Источниками же вдохновения могут служить как фантастические либо давно забытые многими исторические сюжеты, так и картины девственной природы, в которую я влюблена вот уже много лет. Я никогда не понимала, как кто-то может выбрать какую-либо одну сюжетную линию или тематику и использовать только ее для выражения своего настроения, личностного мироощущения.

 

– Как сформировался ваш  творческий стиль?

– Как и большинство художников, я пришла к нему методом проб и ошибок, хотя учеба в Академии изящных искусств в Безансоне, куда я поехала по студенческому обмену от Лондонской художественной школы, также сыграла в этом немалую роль. Именно там, во Франции, у меня впервые появилась возможность не только доподлинно глубоко и всесторонне изучить историю европейского изобразительного искусства, но и начать работать индивидуально и независимо, на совершенно новой для меня основе.

 

– Ваш последний проект – резьба по дереву…

–  Резьбу по дереву я начала осваивать еще в школе, примерно с 13-летнего возраста, и уже к 15 годам делала очень неплохие работы. Потом был довольно длительный перерыв, посвященный знакомству с другими способами и стилями художественного самовыражения. Теперешняя серия является продолжением и воплощением того образа, который я нашла в ранней юности.

На центральном плане моей последней работы, еще не имеющей точного названия, изображены две фигуры:  темнокожая девушка и белолицый  мужчина, сидящие рядом со сплетенными руками. С помощью буквально нескольких небольших фрагментов и выемок, сделанных острым металлическим резцом, я постаралась донести до зрителя всю графическую энергию, своеобразие колорита, формы, точность бескомпромиссной сюжетной линии человеческих отношений, истории любви и расставания, с ее истоками и сложностями, мельчайшими психологическими нюансами, печалью и радостью, вечной надеждой на счастье. Что означает загадочный и таинственный взгляд женщины, смотрящей прямо на нас и куда-то вдаль? О чем напевает над ухом мужчины маленький английский воробышек, примостившийся на шесте в правом углу картины? На эти и, возможно, какие-то другие вопросы пусть ответят сами зрители.

 

– Дениз, когда мы снова увидим вас в Карелии?

– Думаю, очень скоро, уже в ноябре этого года на  международной выставке  акварелистов Aquabiennale/2014/VI International, на которую мы с моим партнером К. О`Хейган уже послали шесть своих работ. Надеемся, что они понравятся вашим зрителям.

Дениз Уайли. Одна из последних работ «Вместе»
Дениз Уайли. пейзаж из серии «Падение лета»
К. О`Хейган. Код ДНК (из серии «Открытия в науке и искусстве»)
Дениз Уайли (в красном платье) на вернисаже

Фото предоставлены автором публикации

 

 

Exit mobile version