Главное, Культура

Дениз Уайли: «К своему стилю я пришла методом проб и ошибок»

Дениз Уайли. Священное озеро -Sacred lake (по следам пребывания в Карелии)Английская художница Дениз Уайли в 90-е годы не раз была участницей вернисажей в Карелии,  устраивала выставки наших художников за рубежом. В ноябре мы вновь с ней встретимся: в Петрозаводске пройдет международная выставка акварелистов, в которой примут участие Дениз и ее партнер Клер О`Хейган.

 

C 1993-го по 1996 год группой Art Contact при активном участии Дениз Уайли, художников Аркадия Морозова, Владимира Лобанова, Маргариты Юфа, Сергея Терентьева  постоянно организовывались международные выставки: всего было представлено более 200 работ художников из 30 стран. Экспонировались и работы Д. Уайли.

Самобытный творческий стиль Дениз Уайли, многокрасочная палитра, жанровая полифония не перестают удивлять не только любителей искусства, но и многих коллег. Более двадцати лет назад, в 1993 году, она впервые представила на суд наших зрителей свои работы  в петрозаводской галерее Союза художников. Авторская экспозиция была организована при участии известного  искусствоведа Марии Юфа и включила более 30 живописных и графических полотен, объединенных под общим названием «Дикий сад».

Осенью того же года в лондонской галерее Hardware Gallery Highgate состоялась выставка с участием  известных петрозаводских мастеров Сергея Терентьева, Аркадия Морозова, Маргариты Юфа, Владимира Лобанова и других. Это и было началом  творческого сотрудничества английской художницы с Карелией в рамках международной группы Art Contact, на счету которой уже десятки самых разных и интереснейших совместных  проектов.

 

Накануне новой встречи с Дениз Уайли она дала нам интервью по скайпу.

 

– Вы работаете в самых разных стилях и жанрах. Какой из них ваш любимый?

– Мне трудно ответить на этот вопрос, как и любому художнику. Ведь мы с Клер О`Хейган, моим постоянным партнером, занимаемся как живописью, акварелью, гравюрой, литографией, так и ландшафтным дизайном, инсталляциями. Многие из наших работ украшают не только выставочные залы разных городов, но и лондонские офисы, парки, правительственные здания. Кроме того несколько лет назад я освоила новый для себя жанр анимации. К уже известным зрителям видеофильмам «Первая темнота», «Письма из Лондона», включившим целую серию живописных миниатюр и пейзажей, мы недавно добавили еще один совместный короткометражный проект «Глубокое Белое море», созданный на основе ярких и незабываемых впечатлений от поездок и путешествий по вашему удивительному и сказочно красивому северному краю.

 

– Когда вы начали рисовать и что вас к этому побудило?

– Рисовала я с самого раннего детства, делая наброски, минигравюры, эскизы,  причем всегда находила самые неожиданные цветовые сочетания, используя для этого вместо традиционных красок различные пищевые и растительные красители, обувные кремы, гуталин, ваксу, канцелярский клей. Одно из моих воспоминаний раннего возраста показывает, что я с самого начала представляла себя именно художником. Когда мне было четыре года, я спрятала один свой экспериментальный рисунок, который мне очень нравился, под лестничным ковром. Три года спустя моя мама случайно нашла его, делая в доме ремонт. Она спросила меня, зачем я положила его туда. Я ответила, что хочу показать свое творение родным и друзьям в будущем, когда стану знаменитой. На этой картине была изображена сидящая женщина со скрещенными и тщательно раскрашенными пальцами на руках – образ, который много раз повторялся в моих более поздних картинах.

 

– Многих зрителей удивляет грандиозный тематический спектр ваших экспериментальных работ: от широко известных авторских циклов «Трансформации в науке и искусстве», «Розалинда Франклин: исследования ДНК» до целых серий живописных и акварельных миниатюр «Весна в саду», «Падение лета». Чем это можно объяснить?

–  Темы ко мне зачастую приходят неожиданно и внезапно, порой даже необъяснимо. Источниками же вдохновения могут служить как фантастические либо давно забытые многими исторические сюжеты, так и картины девственной природы, в которую я влюблена вот уже много лет. Я никогда не понимала, как кто-то может выбрать какую-либо одну сюжетную линию или тематику и использовать только ее для выражения своего настроения, личностного мироощущения.

 

– Как сформировался ваш  творческий стиль?

– Как и большинство художников, я пришла к нему методом проб и ошибок, хотя учеба в Академии изящных искусств в Безансоне, куда я поехала по студенческому обмену от Лондонской художественной школы, также сыграла в этом немалую роль. Именно там, во Франции, у меня впервые появилась возможность не только доподлинно глубоко и всесторонне изучить историю европейского изобразительного искусства, но и начать работать индивидуально и независимо, на совершенно новой для меня основе.

 

– Ваш последний проект – резьба по дереву…

–  Резьбу по дереву я начала осваивать еще в школе, примерно с 13-летнего возраста, и уже к 15 годам делала очень неплохие работы. Потом был довольно длительный перерыв, посвященный знакомству с другими способами и стилями художественного самовыражения. Теперешняя серия является продолжением и воплощением того образа, который я нашла в ранней юности.

На центральном плане моей последней работы, еще не имеющей точного названия, изображены две фигуры:  темнокожая девушка и белолицый  мужчина, сидящие рядом со сплетенными руками. С помощью буквально нескольких небольших фрагментов и выемок, сделанных острым металлическим резцом, я постаралась донести до зрителя всю графическую энергию, своеобразие колорита, формы, точность бескомпромиссной сюжетной линии человеческих отношений, истории любви и расставания, с ее истоками и сложностями, мельчайшими психологическими нюансами, печалью и радостью, вечной надеждой на счастье. Что означает загадочный и таинственный взгляд женщины, смотрящей прямо на нас и куда-то вдаль? О чем напевает над ухом мужчины маленький английский воробышек, примостившийся на шесте в правом углу картины? На эти и, возможно, какие-то другие вопросы пусть ответят сами зрители.

 

– Дениз, когда мы снова увидим вас в Карелии?

– Думаю, очень скоро, уже в ноябре этого года на  международной выставке  акварелистов Aquabiennale/2014/VI International, на которую мы с моим партнером К. О`Хейган уже послали шесть своих работ. Надеемся, что они понравятся вашим зрителям.

Дениз Уайли. Одна из последних работ "Вместе"
Дениз Уайли. Одна из последних работ «Вместе»
Дениз Уайли. пейзаж из серии "Падение лета"
Дениз Уайли. пейзаж из серии «Падение лета»
К. О`Хейган. Код ДНК (из серии "Открытия в науке и искусстве")
К. О`Хейган. Код ДНК (из серии «Открытия в науке и искусстве»)
Дениз Уайли (в красном платье) на вернисаже
Дениз Уайли (в красном платье) на вернисаже

Фото предоставлены автором публикации