Первоначально авторы новой выставки в музее-заповеднике «Кижи» «Утраченные памятники Заонежья» начальник отдела истории и этнографии Светлана Воробьева и специалист этого отдела Борис Москин хотели рассказать о памятниках всей Карелии. Но это оказалось просто физически невозможно, ограничились Заонежьем.
Когда чуть более 50 лет назад в СССР стали создаваться музеи-заповедники, они вызвали активные споры и даже неприятие. Хотя каждый исторический город, не говоря уже о таких, как Суздаль, Кострома и другие, считали своим долгом обзавестись музеем деревянной архитектуры под открытым небом. Как их только не называли: архитектурными кладбищами, складами вторсырья и другими не менее обидными словами. И критики были в общем-то правы: памятники древнерусской архитектуры всегда вписывались в окружающую среду, без нее они — как сорванные цветы в вазе — увядали.
К счастью, своз памятников в одно место был остановлен, но – и это очень важно! — функция музеев-заповедников по сохранению памятников русского деревянного зодчества осталась. Иначе мы потеряли бы гораздо больше в безумные 90-е и лихие нулевые.
В этом году, как отметила директор музея-заповедника «Кижи» Эльвира Аверьянова на открытии выставки «Утраченные памятники Заонежья», появился долгожданный закон о музеях-заповедниках, их деятельность наконец-то «встала» на законную основу. Поздновато, конечно, но в данном случае лучше поздно, чем никогда. Создавая музеи-заповедники, государство кинуло гибнущим памятникам спасательный круг. В экспозицию включены не только фотографии и рисунки утраченных памятников деревянной архитектуры, но представлена деятельность известных архитекторов А.В. Ополовникова, Б.В. Гнедовского, А.Я. Кривонкина и других, работавших в Заонежье в 1940-1950 годы и сохранивших многие памятники архитектуры Русского Севера от полной утраты. С первого года своего существования – 45 лет назад — музей-заповедник «Кижи» включился в эту работу.
У замечательного русского художника Павла Корина есть известная монументальная работа «Русь уходящая», повествующая о той России, которую мы потеряли. Новую кижскую выставку по аналогии можно назвать «Заонежье уходящее». А оно действительно уходит. Как сказал приехавший на вернисаж глава администрации Медвежьегорского района Владимир Карпенко, если еще в прошлом, ХХ веке, на Заонежском полуострове жили 50 тысяч человек, то сейчас осталось только 5 тысяч. Вместе с носителями культуры уходит и она сама. С одной стороны, для этого существуют и объективные причины. Но с другой стороны, что придет ей на смену, с чем останутся дети, внуки и правнуки?
Недавно был составлен рейтинг стран, в которых больше всего памятников всемирного наследия. На первом месте, естественно, Италия – 47 памятников, и это только те, что включены в список ЮНЕСКО, всего же их там сотни если не тысячи, на втором месте – Испания (что тоже закономерно) – 43 памятника. Но вот на третье место вышел Китай, который, оказывается, озабочен не только техническим и экономическим развитием, но и сохранением культурного наследия. Россия занимает всего лишь 9-е место, ненамного обогнав США, по данным журнала «Русский репортер». Хотя Карелия может, конечно же, гордиться, что в списке ЮНЕСКО наши Кижи.
Что оставляем потомкам? – задается вопросом мир.
Фото автора