Интернет-журнал «Лицей»

Одна Коза да на новый лад

Красавица Насто13Настоящим новогодним чудом одарил петрозаводскую детвору Музыкальный театр, поставив оперу «Красавица Насто» молодого карельского композитора Анастасии Сало.

Оперы, написанные специально для детей, – явление редкое, тем более радостно, когда сочинение оказывается не просто удачей, но, что называется, попадает в десятку. В этом произведении всё соединилось на редкость органично: одна из поэтичнейших карельских народных сказок, музыка, сценическая постановка, актерское исполнение – всё естественно слилось в очень привлекательное художественное явление. Казалось бы, современных детей трудно удивить и увлечь наивной народной сказкой. Но театральный зал, заполненный детворой, преимущественно младшими школьниками, буквально замирает на 45 минут с первыми же звуками трубы, дающей понять, что путешествие в сказку начинается. Эта яркая находка композитора становится важным музыкальным образом, появляясь еще дважды, и одновременно выполняет давнюю театральную роль призыва слушателей к вниманию.

Дальше всё развивается по законам музыкально-театрального представления, где добро борется со злом, где открытое живое слово соседствует с музыкальными эпизодами полноценного оперного характера. Каждый персонаж наделен сольным высказыванием песенного или ариозного характера в устах положительных героев и диковато-жесткого – у отрицательных. Есть далеко не простенькие ансамбли, где певцы должны проявить исполнительское мастерство, и хоровые, и танцевальные эпизоды – всё по правилам музыкального действия. Музыка радует своей естественной эмоциональностью, живостью, в ней немало по-настоящему эффектных и запоминающихся тем, в которых есть и привлекательная напевность, и острая характерность.

Конечно же, общий стиль спектакля, его мягкая, доброжелательная атмосфера определяется режиссерской работой. Постановка, осуществленная заслуженной артисткой Карелии Снежаной Савельевой, импонирует и в целом, и в деталях, в решении каждого персонажа. Рисунок роли задается постановщиком, но образ, его актерское и музыкальное наполнение творится непосредственно исполнителем.

По традиции за каждым действующим лицом в спектакле закреплены несколько участников труппы, рядом с корифеями сцены – народной артисткой Карелии Ниной Болдыревой, заслуженным артистом Карелии Вячеславом Терентьевым, Еленой Полиенко, Мариной Жаркевич – работает молодежь, уже завоевавшая известность: Эльвина Муллина, Анастасия Аверина,  Ольга Маслова, Евгения Гудкова, а также только начинающие свой путь на сцене – Анна Шалаева, Евгения Шугай, Павел Назаров, Кирилл Чурсин и другие. Конечно, каждый артист создает образ таким, каким он его видит, какова мера его таланта, это естественно. Главное – что спектакль и его участники живут на сцене в гармонии друг с другом.

Для смотрящего на сцену из зрительного зала очень важно ее оформление. А для детской аудитории особенно – всё должно быть просто, понятно и красочно, ассоциативно знакомо детям. Оформление сцены художником-постановщиком Елисеем Шепелёвым рождает самые положительные эмоции. Очень симпатичны и костюмы героев, в которых присутствуют элементы карельской крестьянской одежды. Чувствуется, что они создавались человеком не только неравнодушным к деталям оформления, но с любовью к сказке и ее персонажам, даже отрицательным, ведь без них невозможно полноценное действие.

Опера идет под фонограмму. Может быть, с живым оркестром она приобрела бы дополнительные краски, но зато добротная запись партитуры под руководством дирижера Виктора Левчука избавила и слушателей, и самих оркестрантов от возможных неприятных случайностей.

Опера Анастасии Сало родилась на карельской земле, и потому принадлежность к традиционной культуре присутствует в музыке. События сказки позволили композитору использовать такие фольклорные жанры, как причитание, заговор, момент свадебного обряда. Элементы народной хореографии ввел в спектакль и балетмейстер, заслуженный артист Карелии Олег Щукарев.

Особо хочется отметить работу либреттиста оперы Юлии Генделевой. И дело не только в умелой транскрипции материала народной сказки в добротное либретто – жанр не столь простой, как может показаться на первый взгляд. Оно сделано с отличным знанием законов театральной драматургии и написано прекрасным литературным языком. Не знаю, осознанно или случайно премьера оперы появилась в канун «года козы», но совпадение символично, образ наперсницы Насто – козочки, которая в лихие минуты спасает главную героиню, оказался очень симпатичным.

Хочется надеяться, что новогоднее чудо постановки детской оперы Анастасии Сало, сотворенное театром, – только начало ее последующей сценической жизни, которая должна быть счастливой. И, поскольку опера появилась в канун «года козы», возможно эта символика сработает по-доброму.

В карельской профессиональной музыке детская опера – редкая гостья. Ей предшествовали только два опуса: «Карельская сказка» Н. Леви, созданная в 1940 году (это вообще первая карельская опера), и «Принцесса кошачьего замка» П. Козинского (1980 год). Постановка первой была осуществлена силами детской студии Дворца пионеров и имела большой успех в Петрозаводске и Ленинграде, вторая света рампы не увидела. «Красавица Насто» имеет все шансы для долгой и радостной жизни. В свое время известный исследователь фольклора, в том числе карельского, высказал мысль о том, что создание Рувимом Пергаментом первой карельской национальной оперы «Кумоха» приобщило героя редко встречающейся карельской сказки к таким широко известным в мировой фольклористике персонажам, как Тиль Уленшпигель, Насреддин и другие трикстеры. Возможно, и музыка карельской Насто приблизит ее к пантеону сказочных красавиц народов мира.

Фото Музыкального театра Карелии

Exit mobile version