Настоящим новогодним чудом одарил петрозаводскую детвору Музыкальный театр, поставив оперу «Красавица Насто» молодого карельского композитора Анастасии Сало.
Оперы, написанные специально для детей, – явление редкое, тем более радостно, когда сочинение оказывается не просто удачей, но, что называется, попадает в десятку. В этом произведении всё соединилось на редкость органично: одна из поэтичнейших карельских народных сказок, музыка, сценическая постановка, актерское исполнение – всё естественно слилось в очень привлекательное художественное явление. Казалось бы, современных детей трудно удивить и увлечь наивной народной сказкой. Но театральный зал, заполненный детворой, преимущественно младшими школьниками, буквально замирает на 45 минут с первыми же звуками трубы, дающей понять, что путешествие в сказку начинается. Эта яркая находка композитора становится важным музыкальным образом, появляясь еще дважды, и одновременно выполняет давнюю театральную роль призыва слушателей к вниманию.
Дальше всё развивается по законам музыкально-театрального представления, где добро борется со злом, где открытое живое слово соседствует с музыкальными эпизодами полноценного оперного характера. Каждый персонаж наделен сольным высказыванием песенного или ариозного характера в устах положительных героев и диковато-жесткого – у отрицательных. Есть далеко не простенькие ансамбли, где певцы должны проявить исполнительское мастерство, и хоровые, и танцевальные эпизоды – всё по правилам музыкального действия. Музыка радует своей естественной эмоциональностью, живостью, в ней немало по-настоящему эффектных и запоминающихся тем, в которых есть и привлекательная напевность, и острая характерность.
Конечно же, общий стиль спектакля, его мягкая, доброжелательная атмосфера определяется режиссерской работой. Постановка, осуществленная заслуженной артисткой Карелии Снежаной Савельевой, импонирует и в целом, и в деталях, в решении каждого персонажа. Рисунок роли задается постановщиком, но образ, его актерское и музыкальное наполнение творится непосредственно исполнителем.
По традиции за каждым действующим лицом в спектакле закреплены несколько участников труппы, рядом с корифеями сцены – народной артисткой Карелии Ниной Болдыревой, заслуженным артистом Карелии Вячеславом Терентьевым, Еленой Полиенко, Мариной Жаркевич – работает молодежь, уже завоевавшая известность: Эльвина Муллина, Анастасия Аверина, Ольга Маслова, Евгения Гудкова, а также только начинающие свой путь на сцене – Анна Шалаева, Евгения Шугай, Павел Назаров, Кирилл Чурсин и другие. Конечно, каждый артист создает образ таким, каким он его видит, какова мера его таланта, это естественно. Главное – что спектакль и его участники живут на сцене в гармонии друг с другом.
Для смотрящего на сцену из зрительного зала очень важно ее оформление. А для детской аудитории особенно – всё должно быть просто, понятно и красочно, ассоциативно знакомо детям. Оформление сцены художником-постановщиком Елисеем Шепелёвым рождает самые положительные эмоции. Очень симпатичны и костюмы героев, в которых присутствуют элементы карельской крестьянской одежды. Чувствуется, что они создавались человеком не только неравнодушным к деталям оформления, но с любовью к сказке и ее персонажам, даже отрицательным, ведь без них невозможно полноценное действие.
Опера идет под фонограмму. Может быть, с живым оркестром она приобрела бы дополнительные краски, но зато добротная запись партитуры под руководством дирижера Виктора Левчука избавила и слушателей, и самих оркестрантов от возможных неприятных случайностей.
Опера Анастасии Сало родилась на карельской земле, и потому принадлежность к традиционной культуре присутствует в музыке. События сказки позволили композитору использовать такие фольклорные жанры, как причитание, заговор, момент свадебного обряда. Элементы народной хореографии ввел в спектакль и балетмейстер, заслуженный артист Карелии Олег Щукарев.
Особо хочется отметить работу либреттиста оперы Юлии Генделевой. И дело не только в умелой транскрипции материала народной сказки в добротное либретто – жанр не столь простой, как может показаться на первый взгляд. Оно сделано с отличным знанием законов театральной драматургии и написано прекрасным литературным языком. Не знаю, осознанно или случайно премьера оперы появилась в канун «года козы», но совпадение символично, образ наперсницы Насто – козочки, которая в лихие минуты спасает главную героиню, оказался очень симпатичным.
Хочется надеяться, что новогоднее чудо постановки детской оперы Анастасии Сало, сотворенное театром, – только начало ее последующей сценической жизни, которая должна быть счастливой. И, поскольку опера появилась в канун «года козы», возможно эта символика сработает по-доброму.
В карельской профессиональной музыке детская опера – редкая гостья. Ей предшествовали только два опуса: «Карельская сказка» Н. Леви, созданная в 1940 году (это вообще первая карельская опера), и «Принцесса кошачьего замка» П. Козинского (1980 год). Постановка первой была осуществлена силами детской студии Дворца пионеров и имела большой успех в Петрозаводске и Ленинграде, вторая света рампы не увидела. «Красавица Насто» имеет все шансы для долгой и радостной жизни. В свое время известный исследователь фольклора, в том числе карельского, высказал мысль о том, что создание Рувимом Пергаментом первой карельской национальной оперы «Кумоха» приобщило героя редко встречающейся карельской сказки к таким широко известным в мировой фольклористике персонажам, как Тиль Уленшпигель, Насреддин и другие трикстеры. Возможно, и музыка карельской Насто приблизит ее к пантеону сказочных красавиц народов мира.
Фото Музыкального театра Карелии