Интернет-журнал «Лицей»

Валяйте… войлок

 

В петрозаводском Центре ремесел открылась выставка «Карелия wool».

Родился войлок, как утверждает история этого ремесла – войлоковаляния – в Азии еще в древние времена. И действительно, тамошние народы-кочевники жили, как мы знаем, в войлочных юртах, носили войлочную одежду и головные уборы, из него создавали обереги – от стрел врагов, от злых духов… Но вот что интересно: если не местом возрождения, то популярности этого ремесла сегодня стала Европа. Путевку в современное текстильное искусство, утверждают источники, войлок получил благодаря венгерским художникам Иштвану Виджаку и Мари Наги. Благодаря им в Германии была создана международная академия войлока, позже филиал открылся в Голландии. А за опытом и вдохновением академики войлоковаляния ездили в Киргизию, Узбекистан, Грузию и другие страны, где было развито овцеводство, и, естественно, до сих пор сохранились традиции мастерства войлоковаляния. Со значительным опозданием, но все же это ремесло стало популярным и в России. А теперь, как выясняется, и в Карелии подхватили эту моду.

– У нас ведь не занимаются серьезно овцеводством, откуда шерсть? – поинтересовалась я у мастера, хозяйки мастерской «КузАрт» Натальи Кузьминой. Работы ее и ее коллег представлены на только что открывшейся в Центре ремесел выставке «Карелия wool».

– Из Европы, заказываем по Интернету, привозим из южных районов, – ответила Наталья Кузьмина. – Впрочем, одна работа на выставке выполнена из карельской шерсти. Правда, наша шерсть на ощупь немного грубовата и даже колется.

Украшения из войлока, небольшие шарфики и шапочки, поделки в виде кукол и даже магниты уже появились в наших художественных салонах, в сувенирных магазинах. Этим уже не удивишь, но вот то, что представлено на выставке, это уже искусство.

У этой выставки есть предыстория. Чуть более года назад автор проекта и его вдохновительница, как говорили на вернисаже, Ирина Лаврова, предложила мастерам участвовать с войлочной темой в конкурсе проектов Летнего университета в Кижах. Собралась группа во главе с Натальей Кузьминой. Продумали все: творческий и технологический процессы, какие взять с собой инструменты, какие потребуются материалы. Петрозаводчанки не только сами работали на острове, но и провели мастер-классы для приехавших в Кижи студентов Северо-Кавказского государственного университета из Ставрополя. Ряд выставочных работ создан их совместными усилиями.

Достойным завершением проекта, по предложению Натальи Кузьминой, и стала выставка «Карелия wool». Центральные ее экспонаты – инсталляция «К 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи» и панно «Кижские истории», центральная часть которого была выполнена уже в Петрозаводске специально для выставки. Чтобы сделать экспозицию более представительной, включили в нее и свои дизайнерские работы, свидетельствующие, что из войлока талантливые мастера могут сделать всё – что пожелают.

Не имеет смысла описывать работы, их надо увидеть, причем, они будут, несомненно, интересны не только женщинам, хотя их заинтересуют в первую очередь, а кого-то, может быть, подвигнут начать осваивать это ремесло. На мой взгляд, это все-таки ремесло, а не а не просто рукоделие. Кстати, в презентации выставки написано, что это «новый в Петрозаводске взгляд на войлок».

Инсталляция «300-летие Преображенской церкви на острове Кижи». Коллективная работа
Панно «Кижские истории». Коллективная работа
Детский сарафанчик «Заонежские уточки». Автор Ирина Солдатова
Жакет «Осень. Непогодушка». Работа Ольги Собачкиной. Единственная работа на выставке, выполненная из карельской шерсти
Панно «Купола». Автор Наталья Кузьмина
Наталья Кузьмина автор женского костюма, представленного на выставке. Иголка и нитка при его создании использовались только раз – когда пришлось пришивать кнопки. Выкройки созданы на компьютере в формате 3D
Магниты, автор Наталья Кузьмина. Брошь работы Ирины Лавровой

Фото автора

 

Exit mobile version