В петрозаводском Центре ремесел открылась выставка «Карелия wool».
Родился войлок, как утверждает история этого ремесла – войлоковаляния – в Азии еще в древние времена. И действительно, тамошние народы-кочевники жили, как мы знаем, в войлочных юртах, носили войлочную одежду и головные уборы, из него создавали обереги – от стрел врагов, от злых духов… Но вот что интересно: если не местом возрождения, то популярности этого ремесла сегодня стала Европа. Путевку в современное текстильное искусство, утверждают источники, войлок получил благодаря венгерским художникам Иштвану Виджаку и Мари Наги. Благодаря им в Германии была создана международная академия войлока, позже филиал открылся в Голландии. А за опытом и вдохновением академики войлоковаляния ездили в Киргизию, Узбекистан, Грузию и другие страны, где было развито овцеводство, и, естественно, до сих пор сохранились традиции мастерства войлоковаляния. Со значительным опозданием, но все же это ремесло стало популярным и в России. А теперь, как выясняется, и в Карелии подхватили эту моду.
– У нас ведь не занимаются серьезно овцеводством, откуда шерсть? – поинтересовалась я у мастера, хозяйки мастерской «КузАрт» Натальи Кузьминой. Работы ее и ее коллег представлены на только что открывшейся в Центре ремесел выставке «Карелия wool».
– Из Европы, заказываем по Интернету, привозим из южных районов, – ответила Наталья Кузьмина. – Впрочем, одна работа на выставке выполнена из карельской шерсти. Правда, наша шерсть на ощупь немного грубовата и даже колется.
Украшения из войлока, небольшие шарфики и шапочки, поделки в виде кукол и даже магниты уже появились в наших художественных салонах, в сувенирных магазинах. Этим уже не удивишь, но вот то, что представлено на выставке, это уже искусство.
У этой выставки есть предыстория. Чуть более года назад автор проекта и его вдохновительница, как говорили на вернисаже, Ирина Лаврова, предложила мастерам участвовать с войлочной темой в конкурсе проектов Летнего университета в Кижах. Собралась группа во главе с Натальей Кузьминой. Продумали все: творческий и технологический процессы, какие взять с собой инструменты, какие потребуются материалы. Петрозаводчанки не только сами работали на острове, но и провели мастер-классы для приехавших в Кижи студентов Северо-Кавказского государственного университета из Ставрополя. Ряд выставочных работ создан их совместными усилиями.
Достойным завершением проекта, по предложению Натальи Кузьминой, и стала выставка «Карелия wool». Центральные ее экспонаты – инсталляция «К 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи» и панно «Кижские истории», центральная часть которого была выполнена уже в Петрозаводске специально для выставки. Чтобы сделать экспозицию более представительной, включили в нее и свои дизайнерские работы, свидетельствующие, что из войлока талантливые мастера могут сделать всё – что пожелают.
Не имеет смысла описывать работы, их надо увидеть, причем, они будут, несомненно, интересны не только женщинам, хотя их заинтересуют в первую очередь, а кого-то, может быть, подвигнут начать осваивать это ремесло. На мой взгляд, это все-таки ремесло, а не а не просто рукоделие. Кстати, в презентации выставки написано, что это «новый в Петрозаводске взгляд на войлок».
Фото автора