«Хоть будет во что манекены одевать. А то гимнастерки одни», — довольно пробурчал хранитель отдела фондов Алексей Терешкин, когда увидел галифе. Мы сидели рядом, шла дружеская встреча. Как еще можно отметить день рождения? Только пригласив друзей, приняв дары. Что и сделали сегодня сотрудники Национального музея Карелии, который отметил свой 144-й день рождения.
Мы сидели тесным кругом в том самом зале, где впервые музей был открыт по указу губернатора Олонецкой губернии Григория Григорьева. Здесь сейчас не располагается постоянная экспозиция, но именно в этом зале теперь оглашаются самые важные новости из жизни музея. Да и серьезные конференции, семинары – устраиваются здесь. Стены украшают временными выставками, а под стеклом на витрине хранится кое-что важное: один из старинных предметов коллекции музея – пряничница. Если я правильно называю предмет, на котором выпекали узорчатый, печатный пряник в стародавние времена (1680 примерно год). Герб России украшает его.
По традиции в день рождения музея его директор Михаил Гольденберг приглашает всех на смотрины. Новые поступления. Дары. Да, именно такое слово вошло в обиход совершенно официально. А сдатчики, то есть те, кто внезапно осознал, что владеет чем-то значительным и хочет отдать это в музей на вечное хранение, — это дарители. Так вот один из даров, с которого мы начали рассказ – галифе. И не просто, а с биркой заводской, то есть ни разу не надёванные. Поразили также и носовые платки с символикой, выпущенные к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В подобный попробуй-ка сморкнись… Вот и сохранились в первозданном виде.
Были среди новых поступлений и предметы не бытовые, а… трогательные, эфемерные, передающие чувства вполне конкретных людей, а не класса рабочих и крестьян. Письмо погибшего южанина к своей жене и детям, он воевал на Севере. Не знаю, кто писал письма для сценария «Белого солнца пустыни», но они как будто сотканы из одного материала: спокойная верность, непоказное мужество и поэтика слога.
Поздравить музей пришли и сами дарители. Людмила Васильевна Баранова, известный и заслуженный врач из династии Иссерсон-Барановых-Филимоновых, преподнесла и фотографии, и отцовский футляр с хирургическими инструментами, и маленькую личную печать доктора Иссерсона. Этот чудесный предмет, своеобразный знак качества, оттиск на судьбах множества вылеченных людей, чуть было не пропал для истории: его подхватили буквально на лету – кто-то уж было отправил его на свалку.
Тут призадумаешься: а сколько неспасенных предметов так и канули в лету, отброшенные неловкими руками, неразумными головами. Совсем юная сотрудница музея Наталья Заболоцких принесла несколько семейных реликвий. Ее дед – известный партийный деятель Василий Чупий; теперь предметы, которые украшали его рабочий стол, перекочевали в фонды. Так же, как и элегантная китайская сумочка его супруги. Милый пустячок? Здесь пустячков не бывает. За каждым предметом глубокий смысл, обычай, срез времени, а значит, и мода, конечно.
Владимир Путин лично не пришел поздравить, но вошел в число дарителей. К 70-летию Победы музей получил коллекцию наград времен Великой Отечественной войны – их уменьшенные копии на красном бархате. Все предметы, как заверил директор музея, будут явлены народу.
Фото автора и Татьяны Якиной