Главное, Культура

Дарителям – виват!

нацмузей2 

«Хоть будет во что манекены одевать. А то гимнастерки одни», — довольно пробурчал хранитель отдела фондов Алексей Терешкин, когда увидел галифе. Мы сидели рядом, шла дружеская встреча. Как еще можно отметить день рождения? Только пригласив друзей, приняв дары. Что и сделали сегодня сотрудники Национального музея Карелии, который отметил свой 144-й день рождения.

Мы сидели тесным кругом в том самом зале, где впервые музей был открыт по указу губернатора Олонецкой губернии Григория Григорьева. Здесь сейчас не располагается постоянная экспозиция, но именно в этом зале теперь оглашаются самые важные новости из жизни музея. Да и серьезные конференции, семинары – устраиваются здесь. Стены украшают временными выставками, а под стеклом на витрине хранится кое-что важное: один из старинных предметов коллекции музея – пряничница. Если я правильно называю предмет, на котором выпекали узорчатый, печатный пряник в стародавние времена (1680 примерно год). Герб России украшает его.

Один из старинных предметов коллекции музея – пряничница. Фото Александра Гнетнева
Пряничница. Фото Александра Гнетнева

По традиции в день рождения музея его директор Михаил Гольденберг приглашает всех на смотрины. Новые поступления. Дары. Да, именно такое слово вошло в обиход совершенно официально. А сдатчики, то есть те, кто внезапно осознал, что владеет чем-то значительным и хочет отдать это в музей на вечное хранение, — это дарители. Так вот один из даров, с которого мы начали рассказ – галифе. И не просто, а с биркой заводской, то есть ни разу не надёванные. Поразили также и носовые платки с символикой, выпущенные к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В подобный попробуй-ка сморкнись… Вот и сохранились в первозданном виде.

Были среди новых поступлений и предметы не бытовые, а… трогательные, эфемерные, передающие чувства вполне конкретных людей, а не класса рабочих и крестьян. Письмо погибшего южанина к своей жене и детям, он воевал на Севере. Не знаю, кто писал письма для сценария «Белого солнца пустыни», но они как будто сотканы из одного материала: спокойная верность, непоказное мужество и поэтика слога.

Поздравить музей пришли и сами дарители. Людмила Васильевна Баранова, известный и заслуженный врач из династии Иссерсон-Барановых-Филимоновых, преподнесла и фотографии, и отцовский футляр с хирургическими инструментами, и маленькую личную печать доктора Иссерсона. Этот чудесный предмет, своеобразный знак качества, оттиск на судьбах множества вылеченных людей, чуть было не пропал для истории: его подхватили буквально на лету – кто-то уж было отправил его на свалку.

Тут призадумаешься: а сколько неспасенных предметов так и канули в лету, отброшенные неловкими руками, неразумными головами. Совсем юная сотрудница музея Наталья Заболоцких принесла несколько семейных реликвий. Ее дед – известный партийный деятель Василий Чупий; теперь предметы, которые украшали его рабочий стол, перекочевали в фонды. Так же, как и элегантная китайская сумочка его супруги. Милый пустячок? Здесь пустячков не бывает. За каждым предметом глубокий смысл, обычай, срез времени, а значит, и мода, конечно.

Владимир Путин лично не пришел поздравить, но вошел в число дарителей. К 70-летию Победы музей получил коллекцию наград времен Великой Отечественной войны – их уменьшенные копии на красном бархате. Все предметы, как заверил директор музея, будут явлены народу.

нацмузей1
Наталья Заболоцких передала музею несколько семейных реликвий
Директор Национального музея Михаил Гольденберг благодарит Наталью Заболоцких
Директор Национального музея Михаил Гольденберг благодарит Наталью Заболоцких

нацмузей3

Носовые платки, выпущенные к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции
Носовые платки, выпущенные к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции

нацмузей4

нацмузей5
Коллекция наград времен Великой Отечественной войны

 

нацмузей8
Заведующая отделом фондов Национального музея Татьяна Сенченко
Людмила Баранова (справа)
Людмила Баранова (справа)

Фото автора и Татьяны Якиной

  • A

    Письма к Катерине Матвеевне для «Белого солнца пустыни» писал Марк Захаров, нынешний руководитель театра «Ленком»