Интернет-журнал «Лицей»

Чего орать-то?

Сцена из спектакля "Бесприданница" театра Маяковского

«Бесприданница» Московского академического театра им. В. Маяковского оставила странное послевкусие определенно шизофренического толка. Хрестоматийные герои спектакля двоятся – они вроде бы знакомы, но и пугающе новы и непредсказуемы в формате заново переосмысленного, а местами и радикально измененного текста.

Режиссер не стал осовременивать историю, оставив героям милый сердцу очаровательный девятнадцатый век с его мужскими тростями, шляпками от модистки, ослепительно белым кружевным исподним бельем, густыми пароходными гудками над рекой и непременно цыганами. Но буквально всем – Паратову, Карандышеву, Робинзону, Харите Игнатьевне, Кнурову и, разумеется, главной героине Ларисе Огудаловой – режиссер Лев Эренбург бесстрашно и несколько залихватски придумал (точнее – додумал) новую биографию и характер. У кого-то в этой сценической биографии появились новые привнесенные обстоятельства, а иные характеры, напротив, подверглись некоторой принципиальной редукции. Соответственно, в «Бесприданнице» проявились отличные от изначальных психологические мотивы поступков и поведения всех его героев.

Паратова, допустим, неожиданно в начале спектакля кредиторы пытают раскаленным утюгом, угрожая в случае невозврата долга проделать эту же операцию с его возлюбленной. Понятно, что в этом контексте его связь с Ларисой невозможна уже совершенно по другим, неканоническим, так сказать, причинам. А Робинзон у Эренбурга – гей, влюбленный в своего хозяина, а не благодарный за спасение никчемной своей жизни опустившийся актеришко. Друг детства Вася, обозначенный в программке, кстати, просто как «молодой человек» – персонаж сильно пьющий и, судя по всему, именно во хмелю вдруг спаливший только что купленную (и не исключено, что на все имеющиеся деньги) «Ласточку», которая «ни к чему теперь без Ларисы». У Мокия Парменыча с Харитой Игнатьевной в молодости был роман, закончившийся бегством купца в столицу – их историю фактически на новом витке повторяют Лариса и Паратов. Сам же Сергей Сергеич, спасший в пьесе Робинзона мимолетной прихоти ради, но безжалостно оставивший на острове другого ненужного ему человека, у Эренбурга предстает довольно великодушным – второй несчастный островитянин Островского в спектакле не упоминается. И так далее. И так далее…

В результате в постановке Эренбурга не остается ни одного несимпатичного или во всяком случае необаятельного героя. Даже Карандышев (тоже, кстати, «молодой человек» в программке), и тот по мысли режиссера — не ничтожный чиновник, а личность абсолютно равная соперникам.

Но все, все (а не только Лариса Огудалова), обновленные Эренбургом герои вступают в русло знакомой классической истории, объединенные одной общей бедой, даже и катастрофой, имя которой — любовь земная. Режиссером создана густая, плотная, чувственная, чтобы не сказать – физиологичная атмосфера, в которой постоянно плещется, брызжет вода (льются слезы? струится пот? ), мокрая одежда облепляет скульптурно вылепленные тела, атмосфера, в которой раскаленная страсть заставляет героев буквально биться о стены, рвать на себе одежды, корчиться, хрипеть, визжать. Чрезмерно нелепые как клоуны в своих неконтролируемых чувствах персонажи постоянно спотыкаются, цепляются за косяки, ненароком обжигаются, обливаются чем-то, их тошнит, какой-то сор летит и воспалаяет им глаза, даже из револьверов они стреляют по дикой случайности – это тело-предатель не справляется с невыразимой мукой. Именно мукой, поскольку каждый мучительно любит не того и не так, как хотелось бы.

Все оглушительно и громогласно несчастны. Но высказать это мучение даже громкими словами невозможно, оттого, быть может, каждый персонаж у Эренбурга говорит – нет, кричит! — всем телом, и каждому телу дана возможность «произнести» свой пластический монолог – и Кнурову, схваченному в страшные тиски радикулита, и Паратову, временами похожему на молодого дикого зверя, и захлебывающемуся черной безысходностью Робинзону — всем!

…Неожиданно нежная, даже пасторальная сцена, когда после своего падения Лариса приходит к другу детства Васе и просит просто пожалеть ее, внезапно открывает зрителям мир совсем других чувств, другой любви – как в детстве. Тогда можно было любить просто, искренне, радостно и без боли: Лариса и Вожеватов, как когда-то давно-давно, в другой жизни, сидят на берегу реки с удочками, обнявшись, и, придуриваясь, вспоминают милые детские смешилки.
Но нет рая на земле.

А есть искореженные сильными земными чувствами люди. Подкошенные, они как березы на сплаве, что, судя по всему, по замыслу художника-постановщика Валерия Полуновского обозначает великую русскую реку, нелепы (на что годится сплавная кривая береза, на какие такие дела?) и почти безвольны – их, как рок, неотвратимо влечет куда-то большая вода.

И вроде бы спектакль Эренбурга замешан на страстях, если не античных, то почти шекспировских. Рок и судьба. Судьба и рок.

И зритель такого адреналина должен хватить…

Но нет.

Тут – в самые горячие моменты — на сцене появляется небольшая компания музыкантов – скрипочки, гитары, контрабас – и так она вжаривает, и таких наподдает страстей цыганских – ненормальных, избыточных, ненастоящих, что немедленно возникает смутная догадка: а не преувеличил ли режиссер, не раздул ли страсти до немыслимых размеров, не рассмотрел ли хрестоматийную историю через гигантское увеличительное стекло?

Иначе чего они все так орут?

Фото театра им. В. Маяковского

Exit mobile version