Интернет-журнал «Лицей»

По безбрежному морю русской культуры поморская песня плывет

Поздравления Виктору Васильеву от Поморского хора. Фото Валентины Чаженгиной 

Народное искусство – это драгоценный природный материал. Главное – не испортить его, считает художественный руководитель Поморского народного хора Виктор Александрович Васильев. И руководствуется этим принципом с тех пор, как в 1974 году студентом пятого курса Петрозаводской государственной консерватории  возглавил один из уникальных коллектив Карелии.

В буклете, посвященном истории хора, приведена и летопись значительных событий в его жизни: участие в различных фестивалях, конкурсах, многочисленные награды, зарубежные гастроли, встречи с мастерами искусства России… Появится ли в следующем аналогичном издании событие, которому была посвящена встреча в Центре национальных культур и народного творчества в минувшую субботу? Я уверена, что да. Потому что она была посвящена значимому событию не только в жизни хора: в этот день состоялась презентация книги заслуженного работника культуры РК, лауреата национальной российской премии «Душа России»Виктора Васильева «Традиционные песни Поморья», изданная благодаря содействию фонда «Юминкеко» (Финляндия) при финансовой помощи Европейского Союза, в рамках программы приграничного сотрудничества Karelia ENPI CBC и проекта «ECHO». Тираж составляет всего 500 экземпляров, в сборник включены 32 народные поморские песни (по словам В. Васильева, материала из его  собрания хватит еще на десяток таких изданий). Что же делает выход этой книги событием, и не только в жизни хора?

Последние десятилетия поморская народная песня (и не только она!) исчезает – уходят из  жизни ее носители. Мне рассказывали в Беломорске, что когда в одном из сел решили создать народную группу, не могли найти среди старожилов тех, кто помнил песни, которые пели даже матери, а о бабушках и прабабушках говорить нечего.

Едва начав работать с Поморским хором, Виктор Александрович занялся еще и собирательством: в отпуск, за свой счет, объездил побережье Белого моря, записывая старинные песни. Более того, делал копии образцов певческой культуры Поморья из архивов Пушкинского Дома, Союза композиторов России, Института имени Гнесиных, Карельского научного центра, в результате чего в коллекции появились даже старинные записи на восковых валиках начала ХХ века. Побывал Васильев в Вологодской, Архангельской областях, Республике Коми, в средней России. Как сам объясняет, этот материал ему был необходим для сравнения и сопоставления особенностей певческого стиля различных регионов, что помогало глубже понять отличительные признаки каждого из местных стилей, в том числе и поморского.

Согласитесь, это не только собирательская, но и научная работа, которая вполне могла бы стать диссертацией. Хотя сам Виктор Александрович Васильев такой цели перед собой не ставил. Он просто хотел понять, прежде всего для себя: в чем же заключаются особенности исполнения поморов, что можно и нужно ввести в репертуар хора? А в результате собрал уникальную коллекцию записей. Сумел ухватить, можно сказать, за хвост прекрасную, редкую и, увы, улетевшую нынче птицу, которая называется «старинная поморская песня».

Необычно была построена презентация:  сначала звучали записи из коллекции В.А. Васильева, а потом вживую эти же песни исполнял поморский хор. Это не было точь-в-точь, да и не могло быть – чтобы поморская песня зазвучала, ее надо прожить. А ведь жизненный опыт у каждого поколения исполнителей свой: так было 40 лет назад, когда Виктор Васильев начал собирать в Поморье старинные песни, ничего не изменилось и сегодня.

Подлинная поморская песня и звучала в тот вечер. Слушатели это оценили. Кстати, музыковед, заслуженный деятель искусств РК Ирина Семакова, редактор сборника, пишет в предисловии, что «стилистика песен поморов интересна не только… «деликатным» тембром поющих голосов, бесконечностью завораживающей магии звука, но и обаянием интеллигентности, «шиком» эстетической рафинированности, а также воплощением величайшего человеческого достоинства и женственности».

А ведь Виктор Васильев не коренной житель не только Поморья, но и Карелии, он родом из Сибири, в Петрозаводск приехал учиться. С поморской культурой познакомился, когда стал работать с хором. И она так увлекла и покорила его, что он стал ее поборником и пропагандистом. Вот как он рассказывает в книге о своих учителях:

«Мне необыкновенно повезло в том, что тогда были еще живы женщины-поморки, у которых можно было многое узнать  о традициях и послушать традиционные песни. Прежде всего, в Беломорске (ранее Сорока) важны были встречи с сестрами Носковыми – Анной Яковлевной и Александрой Яковлевной, а также с их родственницей Анной Ивановной Тихановой. Благодаря им я услышал множество историй про поморское житье и наслушался старинных песен. Анна Яковлевна стала приходить на репетиции хора, подсказывать, поправлять, если что не так. Долгое время она была добрым наставником и учителем для меня и для хористов. Со своей сестрой Александрой Яковлевной они особенно волновались, не брошу ли я их, не уеду ли. «Ну, как, на чемоданах сидишь?» — спрашивала Александра Яковлевна».

Таких учителей, как сестры Носковы из Беломорска, молодой руководитель хора находил в Сумпосаде, Вирме, Нюхче и других поморских селах.

В небольшой вводной статье к сборнику песен (а книга, по сути, им и является) Виктор Васильев перечислил десятки фамилий участниц хора, певших в нем в разные годы, вспомнил о каждой с благодарностью и почтением, и не  только потому, что  большинство из них были тогда намного старше его, но и как своих наставников. «Многое я перенял от них для своей работы, многому научился», — признается В.А. Васильев.

Возможно, это только мои домыслы, но мне почему-то кажется, что когда несколько лет назад в жизни Виктора Александрович и Ирины Викторовны Васильевых случилась черная полоса, именно память об этих женщинах, их вера в него в то время, когда он делал  первые шаги на своем поприще, их надежды, которые они когда-то возлагали на него, помогли выстоять, пережить всё, не сломаться, не уехать из Беломорска, не бросить хор.

В Петрозаводск Поморский хор приехал не только на презентацию, его пригласили участвовать в I международной Ассамблее искусств «Северное ожерелье», которая проходила 18-21 ноября в Петрозаводском музыкальном колледже имени К.Э. Раутио. По словам Ирины Васильевой, приехав в столицу республики, они узнали, что выступать им предстоит в двух номинациях – не только «хоровое пение», но и… «хореография».  Так что вторая часть презентации книги превратилась в своего рода генеральную репетицию танцевальной программы хора. И вы бы видели: какая походка, какая легкость и красота движений, какая стать у поморок независимо от возраста! Какие костюмы!

В экспедициях по Поморью, Виктор Александрович Васильев собирал не только песни, но и предметы быта, одежды. Сегодня певицы хора одеты не в некие усредненные «русские» сарафаны, но в подлинные поморские костюмы или аналоги тех, которые носили их бабушки и прабабушки! Расшитые золотом повойники (этому ремеслу раньше обучали с младых лет в монастырских школах), украшенные жемчугом головные повязки, старинные шали и броши, элегантные сарафаны под поясом… Как отметил Виктор Александрович, вниманию к костюму его тоже научили его наставницы, не позволявшие ни себе, ни кому другому даже малейшей небрежности в одежде.

И еще об одном хотелось бы сказать: сегодня в хоре немало тех, кто в пришел в него впервые с мамой, бабушкой – чтобы посидеть в уголке, пока они репетируют, и послушать. А сейчас в Поморском хоре есть детский коллектив. Как-то я поинтересовалось у Виктора Александровича: почему дети поют вместе со взрослыми, разве у них нет своего, детского, репертуара? Он рассказал, что в старину было именно так: мужчины уходили в море на промысел, дома оставались женщины и дети, собирались вечерами в горницах  — все вместе. Женщины занимались рукоделием и пели, дети слушали и подпевали. А традиции ведь и вырастают – только вместе с детьми. Я никогда не забуду, как красиво, с достоинство 12-13-летние мальчишки вели в поморской кадрили своих партнерш – в два-три раза старше их и раза в два выше.

В 2017 году Поморскому хору исполнится 80 лет (старше, пожалуй, только Вепсский народный хор), больше половины этого срока им руководит Виктор Александрович Васильев. Возраст для самодеятельного коллектива более чем почтенный. Почему именно для самодеятельного? Да потому что людей здесь ничем не удержишь – ни повышением зарплаты, ни трудовой дисциплиной, ни приказами… Не нравится – уйдут. А остаются они только в том случае, если еще в детстве узнали, что такое любовь, в данном случае к старинной песне, потому что их сумели увлечь, потому что то, чем они занимаются, стало необходимой частью их жизни, без которой она будет неполной, потому что дарит им радость. А уже потом, со сцены, они и делятся ею с нами – зрителями. Вот в такой концерт превратилась презентация книги, предназначенная, если судить строго, для специалистов – этнографов, музыкантов, ученых.

Должна сказать, что не очень мне нравится слово «самодеятельный». В нем чувствуется доля уничижения. Мне довелось побывать на репетиции Поморского хора в Беломорской музыкальной школе. Женщины пришли после трудового дня, у большинства дома остались дети, мужья, но они не позволяли себе не только просьб к руководителю отпустить пораньше,  но даже взглядов на часы с коротко-испуганным «Ой!». Несколько часов они – работали. Профессионально, с полной отдачей. Может быть, поэтому, побывав в Беломорске и познакомившись с Поморским хором, известнейший дирижер нашего времени Валерий Гергиев пригласил его участвовать в патронируемом им Пасхальном фестивале, профессиональный уровень участников которого не нуждается в дополнительных оценках.

Сам же Виктор Александрович Васильев считает такую работу коллектива  нормальной: путь к рождению песни долгий и трудный.

Выступает Поморский народный хор
Анна Яковлевна Носкова – старейшая участница хора (в 1974 — 2006 годах), коренная поморка. С ее помощью поставлены многие хороводы, танцы и песни села Сорока. Фото из сборника
Поздравить Виктора Васильева с выходом его книги пришла бывший министр культуры РК, ныне директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова. Одна из достопримечательностей музея – его фольклорно-этнографический театр, представители которого также присутствовали на презентации
Обложка сборника
Одна из страниц сборника
Этот снимок сделан на концерте Поморского хора в Петрозаводской консерватории. К сожалению, в этот раз детская группа хора не приехала

Фото автора

 

 

Exit mobile version