Интернет-журнал «Лицей»

В сказочном царстве Ларисы Дергачёвой

Лариса Дергачева. Фото Ирины Ларионовой

Из мастерской художника

Какое счастье темным ноябрьским вечером попасть на чаек к петербуржской лоскутнице Ларисе Дергачевой!

Эта небольшая комнатка в коммунальной квартире на Сенной служит ей основным местом жилья и мастерской не один десяток лет. Сюда попадаешь, как в особое лоскутное  царство-государство. Тут же освобождается небольшой пятачок на столе для чайника. Глаза разбегаются: давненько я здесь не была, с десяток лет прошло, а ничего не изменилось.

Пробираюсь к диванчику, где восседают принц и принцесса – котофеевичи. Белый старичок уже, а серая малышка только что появилась в этом царстве: сердобольная Лариса принесла ее из Эрмитажа. Так что в этом царстве все со своей историей. Взять хотя бы фарфоровые сливочники, которыми увешаны все стены комнаты. Их уже почти тысяча.

– Благодаря последнему в коллекции  сливочнику, который я получила от мастерицы из Белгорода, встретила совершенно удивительных художников, – рассказывает Лариса и наливает в пиалу зеленый чай. –  Поехала за ним  в семью Мишиных, где мать  Марина – мастер по кукле, отец – Андрей Мишин – скульптор, а дочь Аполлинария –художник-каллиграф. Аполлинария – автор потрясающей авторской книги «Евангелие от Марка» для известного издания «Вита Нова». Сейчас, между прочим, в Санкт-Петербурге у них выставка проходит.

Вот так всегда: Лариса больше рассказывает о других, чем о себе.  А сама она также способна вдохновлять, да еще как!  Известная лоскутница посетила многие города России с выставками и мастер-классами. Где ее только не знают: в Пскове, Вологде, Суздале.  Ее лоскутное шитье часто сравнивают с живописью: «Лариса! Вы волшебница! Какие же сказочные сны приснятся под этим одеялом!» – пишут ей ее почитатели. Или вот еще отзыв Марины Каленской: «Вы создаете прекрасное и русское, а это сочетание – такая редкость. Спасибо за праздник чувств от ваших работ!»

Стол буквально завален розово-красными тканями. Лариса поясняет:

– Осенью всегда хочется розовой нежности. Её и шью. Бывает, так увлекаюсь, что годами шью в одной гамме… Был синий период, потом «русский», розовый и даже без зелёного не обошлось.

На палках под потолком как две большие птицы висят два золотисто-охристых жакета. Лариса готовится к выставке, которая откроется в декабре в Музее профориентации. Зал не очень большой, поэтому  она  задумала выставку как необычную шкатулку, в которой чего только не бывает.

Мастерица  никогда не говорит «пэчворк», для нее нет  лучшего слова, чем русское «лоскут».

– Как корабль назовешь, так он и поплывет, – Лариса поглаживает своего кота. – Пэчворк, квилт –  резкие и угловатые,  не наши слова, ломающие язык. Поэтому так много углов и ломаных линий в большинстве тех работ, которые мне попадаются на глаза. А уж как стегают – и в хвост и в гриву! Простите за резкость – сердце от боли сжимается. Превращают  не в мягонькое,  уютненькое и тепленькое, а в картон. Отсюда  не увидишь никакой любви к рисунку на ткани, что художник создавал.  За многие годы любования тряпочками поняла, почему так у всех народов прижился и полюбился родившийся в Индии огурец,  он же пейсли. Это  же закодированный символ семьи! Доставайте свои ткани и смотрите внимательно, с любовью. Обязательно увидите мужское и женское начало, а рядышком малыш всегда чуть поменьше – зарождение новой жизни. Это мои наблюдения,  а то пэчворк… Огурец всему голова!

Лариса считает, что многие лоскутницы в России пошли по пути западного освоения технологии шитья. А ей по душе русская традиция. Вот как она описывает свой творческий процесс для друзей у себя на страничке ВКонтакте: «Специально не крою, только тогда, когда рыб шью. Мне главное цветовую гамму набрать, и во время шитья надо обязательно чаю или кофию попить, так как могу вспомнить, какую тряпоньку ещё не добавила. Это самое главное в лоскутном шитье, и  наши «пра-пра» тоже добавляли, а не кроили сразу. Если накроить заранее, то и процесса интересного не получится. Пошла шить. Уже два раза кофий пила…».

Ее дом завален тканями, которые она покупает всюду, в комиссионном магазине, например. Иногда может без хлеба сидеть, но тряпочку понравившуюся или редкую не может не купить.

– Наши прапрабабушки знали цену ситцу, – считает Лариса. – Не от бедности, а исключительно от любви к цветочку на ткани, от любви к ребенку шились по всей Руси подгузники из ношенных-переношенных.  Выбирались крепенькие фрагменты от рубах дедушек и бабушек… Это было оберегом души, сейчас это слово заменили на другое – энергетика.

Творит Лариса потому, что не может не творить. Часто  вспоминает нелегкое детство, когда забот у деревенской девчонки было невпроворот, а о красках только мечтать могла.  Было свое небо там, на Карельском перешейке, где росла и краше которого не знает.

Пьем чай… Лариса знает в этом толк. Кроме того, не знаю никого, кто лучше нее готовит плов. Лариса – фонтан внимания и любви, который буквально обрушивается на тебя, когда ты попадаешь в ее царство.  В виде подарков, обязательного ароматного чая, добрых советов и рассказов об удивительных людях. Заходит речь о режиссере документального кино Вячеславе Орехове.

– Вы уже видели фильм о потрясающем художнике Александре Морозове? – спрашивает Лариса. Включает компьютер, и мы попадаем в мир человека искреннего, чистого, необычного. Ее собственный мир  такой же, и потому  в это царство Ларисы Дергачевой хочется возвращаться снова и снова.

Лариса Дергачева в своей мастерской

Фото автора и из личного архива Ларисы Дергачевой

 

 

 

 

 

Exit mobile version