Интернет-журнал «Лицей»

«Мы в театре одной группы крови»

Театр кукол Карелии. Фото Ирины Ларионовой

– У нас каждый на своем месте, понимает, зачем он здесь и почему, – говорит Любовь Васильева. –  Вижу, как все любят свою профессию. Это дорогого стоит.

Репортаж из Театра кукол Карелии, которому в декабре исполняется 80 лет.

 

 

Всем известно, что театр начинается с вешалки и главного входа, но на этот раз я вошла в него в ту самую дверь, которой пользуются артисты и все работники театра. Здесь работают удивительные люди.  Все-все. Это я поняла сразу же, с первого знакомства, начиная с консьержки, с которой мы успели обсудить творчество Фейхтвангера, пока она выясняла, кто я и зачем пришла.

 

И сразу попала не куда-нибудь,  а в мастерскую, где делают кукол.  Представляю: Галина Рулёва, художник-конструктор. Работает в театре всего полтора года. Чтобы делать кукол, Галина немало училась. У нее за спиной  Академия, где она получила специальность инженера-механика, а сейчас учится на художника-технолога в театральном  институте в Ярославле. Галина владеет многими инструментами, запросто орудует резцом, не так давно овладела токарным станком. Родом она из Вологды. Училась там в художественном училище росписи, попала в театр на практику и всё – влюбилась в театр кукол навсегда.

 

Юлия Яковлева училась на художника-оформителя в индустриальном колледже и пришла в театр на практику. Так увлекла ее эта работа, что уйти не смогла.

 

Елена Евсеева — художник-декоратор (справа). В сфере культуры работает уже 15 лет.  Сначала в театре «Творческая мастерская». Уходила оттуда в дизайнеры, но разве что-то сравнится с театром? Не раздумывая, вернулась обратно.

— У нас замечательный коллектив! Работать интересно! — говорит Елена. Эту фразу я услышала в этот день от многих.

 

«Спят усталые игрушки, мишки спят…» — пропела я про себя, увидев этих отдыхающих..

 

Художник-декоратор Галина Цветкова в театре 8 лет. Спрашиваю:

— Какая у вас самая любимая кукла?

Галина на минутку задумывается и отвечает:

— Первая, конечно! Это  была зеленая утка из спектакля «Аня в стране чудес».

— Какие ощущения вы испытываете, когда видите кукол, созданных вами на сцене? — интересуюсь у художников-декораторов.

В один голос  Елена и Галина отвечают:

— Счастье!

И потом добавляют:

— А еще ищем свои косяки…

 

У Полины  Чуфыревой на столе костюм снегурочки. Она работает в кукольном театре 15 лет. Пришла художником-декоратором, а  теперь художник-постановщик.

— Занимаюсь оформлением спектаклей — куклами, сценографией, —  рассказывает Полина и  показывает свои эскизы к сказке и готовую куклу. – Я мечтала в детстве стать модельером. Считаю, что отчасти моя мечта сбылась.  Люблю свою работу!

 

Это столярно-декорационная мастерская, которой с 2008 года руководит Павел Богданов. Про него говорят: золотые руки! В театре своими глазами увидела созданный Павлом стол-подставку. Не знаю, для чего он предназначается, но сделан отлично.

 

Слева – Ирина Мартыненко. Работает в театре швеей около 20 лет. Когда-то работала в ателье, но работа в театре ей кажется гораздо интереснее. В данный момент занята важным делом – шьет новые костюмы для Деда Мороза и Снегурочки.

Справа — Марина Зленко, заведующая постановочной частью, в театре с 1978 года. Были и у нее попытки  поменять место работы, но  она так и не смогла жить без этой стихии. Говорит:

— Театр держит. Чем?  Это другой мир. Кстати, благодаря этому иному миру ты можешь отвлечься от реального, что иногда необходимо нормальному человеку.  Даже если ты не рисуешь и не артист, ты все равно участник творческого процесса.

Как художник постановщик Марина поставила 21(!) спектакль. Среди них «Морковкин, берегись!», «Королевство кривых зеркал», «Три медведя», «Солнышко и снежные человечки» и многие другие.

 

Татьяна Бершадская всю жизнь работает в театре. В разных наших театрах: Русской драмы, Музыкальном, Национальном. Сейчас в Театре кукол заведует реквизитом, у нее огромный опыт работы.

 

 

В приемной театра. Заведующая кадрами театра кукол Пичугина (спиной), актёр Антон Верещагин, актёр Олег Романов и актриса Ирина Будникова. Поскромничали, отказавшись фотографироваться, и остались за кадром заведующий цехом радио Юрий Соловьев  и художник по свету Олег Голанд, отдавший 30 лет жизни театру,

 

Александр Яколайнен заведует монтировочным цехом три года. Всю жизнь в театре, как и его бабушка и  родители. Он может, как и многие другие, в буквальном смысле дневать и  ночевать в театре, пока работа не будет выполнена. Здесь работают преданные театру люди — это не для красного словца сказано, а на самом деле так.

 

На сцене идет репетиция спектакля «Снежная королева». На снимке заслуженная артистка Карелии Марина Збуржинская с куклой-марионеткой Гердой.

 

Слева направо: заслуженная артистка Карелии Татьяна Мацкевич, актёры Антон Верещагин (спиной) и Владислав Тимонин, заслуженная артистка России Любовь Бирюкова, лауреат национальной премии «Золотая маска». Актерский состав нашего Театра  кукол просто блестящий!

 

На сцене  актеры Антон Верещагин и Олег Романов. Многие актеры не попали в кадр, но некоторых из них, таких как Александр Довбня, знают все без представления. Заслуженную артистку Карелии Людмилу Терентьеву (в центре), уверена, представлять не нужно, ее знает в лицо вся детвора, от мала до велика.

 

Перед тем, как попасть к директору, заглянула в мастерскую —  а там куча ребятишек. Галина Цветкова ведет экскурсию для учеников 17-й школы.

— Такую куклу сделать не так-то просто,  —  рассказывает она и показывает внутреннее устройство куклы. – Она должна быть легкой, подвижной и удобной для артиста. Ее изготавливают специально под руку играющего актера

 

Директор Любовь Васильева гордится, что в театре ставят спектакли режиссеры, одни из самых востребованных и известных в кукольном мире. Это Евгений Ибрагимов, который поставил спектакль «Волшебный платочек», Олег Жюгжда – спектакль  Стойкий  оловянный солдатик», и  триумфальный спектакль «Железо» Бориса Константинова и Виктора Антонова.

— Наша задача, — говорит директор, — удержать высокую планку в качестве постановок. Но, как и у всех театров, у нас нет средств на постановки. Все названные спектакли были поставлены на гранты.

— А вообще у нас уникальный коллектив, — признается  Любовь Васильева, — и атмосфера у нас уникальная, не побоюсь этого слова.  Я работаю здесь седьмой год и уверяю вас: у меня с моим театром настоящий роман! Это же не так часто бывает – у нас сложился коллектив единомышленников. Каждый на своем рабочем месте, понимает, зачем он здесь и почему. Я вижу, как все любят свою профессию. Это дорогого стоит. Мне кажется, мы в театре одной группы крови.

Фото автора

Exit mobile version