Интернет-журнал «Лицей»

Весна среди зимы

Анастасия Берёза. Весна в мурманском порту
Анастасия Берёза. Весна в мурманском порту

– Это одна из самых лучших выставок в этом году! — с удовлетворением заметил на вернисаже один из завсегдатаев Городского выставочного зала.

В ГВЗ Петрозаводска открылась выставка художников из Мурманска «Перемена мест».

Как хорошо, что эта выставка Максима Драницина и Анастасии Берёзы открылась накануне Нового года! Она, без всякого сомнения, напитает петрозаводчан  новой позитивной энергией, подарит  яркие эмоции и хорошее настроение. К тому же в дни рождественских каникул сюда можно привести гостей. Выставка продлится до 10 января.

Прав был известный карельский художник Артем Стародубцев, когда на вернисаже сказал, что мы впали в процесс одичания. В чем он видит это одичание? В том, что часто мы гораздо больше знаем о том, что происходит в Париже, и совсем не знаем, чем живут наши коллеги-художники в Мурманске, Вологде, Пскове. Это и в самом деле так.

И вот выставка двух замечательных авторов из Мурманска — как глоток свежего северного ветра, обжигающего,  отрезвляющего и бодрящего.

– Это одна из самых лучших выставок в этом году! – с удовлетворением заметил на вернисаже один из завсегдатаев выставочного зала.

Кстати, на открытие пришло не так много людей. Возможно, это связано с предновогодними хлопотами. Но тот, кто пришел, не пожалел ни минуты, потому что нет ничего лучше хорошей выставки, чтобы отвлечься от бесконечной работы, домашних дел и  безумных и безрадостных новостей нынешнего декабря. Приятно было познакомиться с художниками и их работами. Анастасия на следующий день после вернисажа дала для молодежи мастер-класс, и небольшой зал был полон.

На выставке в двух залах представлены графика Анастасии Берёзы и живопись Максима Драницина.  По словам директора ГВЗ Марии Юфа, в расположении экспозиции есть определенный момент  игры и смыслов – это традиционный диалог между  графикой и живописью, между мужчиной и женщиной, и наконец диалог между разными географическими точками. Здесь есть произведения, связанные с самыми различными местами (Сербия, Мурманск, Норвегия, Вильнюс, Рига), где бывали художники — отсюда и название.

Скажу сразу – для меня понятнее и теплее графика Анастасии.  Ее  взгляд на мир такой чуткий, внимательный, по-женски мягкий, самобытный.  Она с легкостью пользуется разными техниками и материалами, будь то линогравюра  или коллаж, бамбуковое перо и чернила, пастель, тушь и белила. Образы тех мест, где бывала Анастасия, согреты теплом ее взгляда, любовью к миру и талантом.

Анастасия выросла в семье потомственных архитекторов. Уже 15 лет работает в Детской художественной школе. Для творчества у нее не так много времени, и она стремится использовать каждое свободное мгновение –  в основном во время поездок и отпуска. Тут ей интересно всё, что попадает в обозрение: и лодка, и гараж, и дом с лопухами, и черный лес, и улочки с домами и кафешками. Два масштабных ее триптиха «Весна в гаражном кооперативе» и «Оттепель» невозможно не запомнить. И диву даешься, как художница во всем этом безотрадном пейзаже способна увидеть неброскую красоту, и как умеет она в результате явить зрителю совершенно гармоничный образ. А сколько энергичного цвета в ее  картине «Весна в мурманском порту»!

– Русский  Север для меня, – говорит Анастасия, –  это прежде всего люди, главное его богатство. Здесь живет просто  другая порода людей. Второе: с точки зрения художественно-эстетической, здесь совершенно необычный колорит. Разрыв между полярной ночью и днем дает  особые сочетания.

А откуда тогда у мурманских авторов в картинах такая мощная цветовая гамма? Краски? Колорит? Оказывается, это компенсация за их отсутствие в течение девяти  месяцев в году. Чтобы это пережить, нужен цвет. На своих полотнах они сами творят эту красоту  и гармонию, в которую  веришь. Вот, она сила творчества! Если можно устроить для своего сердца в самый разгар зимы весну с помощью живописи и графики, то, возможно, таким образом, можно и мир в целом  изменить  к лучшему?

Максим, а он из рода мореплавателей, работает иначе. Для него  пленэр – это только первый этап работы, а реальность – как некая отправная точка. Поскольку полгода в Мурманске царствует полярная ночь, Максим почти всегда работает при искусственном свете.

Удивительна работоспособность художников, их мощный отклик на окружающий мир! Экспозиция  включает достаточно много произведений, кажется, что можно было повесить и меньше, но, с другой стороны, представляю искушение организаторов – хотелось показать, наоборот, как можно больше.

Союз  Анастасии и Максима в первую очередь творческий, но и семейный в то же время.  По словам Анастасии, самым ярким событием этого года была для них с мужем возможность пожить и поработать в творческой резиденции в Вильнюсе,  где успешно прошла затем их выставка.  У Максима в этом году была большая персональная выставка в Мурманске, на которой экспонировалось около 100 работ. Вот это работоспособность! Может, они вообще не спят тогда, когда у них полярный день?

После Петрозаводска, в феврале, художники едут на большой фестиваль в Екатеринбург.

Анастасия Берёза и Максим Драницин на вернисаже

Анастасия Берёза. Из триптиха «Весна в гаражном кооперативе»
Анастасия Берёза. Из серии «Город»
Анастасия Берёза. Рябиновая осень
Анастасия Берёза. Норвежский ветер
Анастасия Берёза. Из триптиха «Оттепель»
Маким Драницин. Триптих. Остров детства
Максим Драницин. Зимний Стефан
Максим Драницин. Старое окно
Максим Драницин. Большие боярышницы

Анастасия Берёза дает мастер-класс

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version