Интернет-журнал «Лицей»

«Золушка»: гармонично и технично

{hsimage|Сцена из балета ||||} Отшумела громкая майская премьера балета «Золушка» в Музыкальном театре. Как любое неординарное произведение спектакль вызвал противоречивые отзывы публики, но равнодушным ни одного зрителя не оставил.

 

Когда страсти поутихли, мы попросили поделиться впечатлениями о новой постановке Кирилла Симонова двух известных в культурных кругах Петрозаводска людей. Сразу предупреждаем, это не рецензии, а, скорее всего, взгляд со своей колокольни. Один из наших собеседников — историк, научный сотрудник музея «Кижи», писатель и театральный критик Борис Александрович Гущин,  другая, — заслуженная артистка России и Карелии, известная балерина Наталья Васильевна Гальцина.

 

Борис Гущин: — Сразу оговорюсь: я не балетоман, но как зритель совершенно потрясен «Золушкой». Сейчас многое в современном искусстве выпендреж. Часто обращаешь внимание и на то, что в спектакле нет единства: иногда музыка режет ухо, иногда что-то не приемлет глаз. У Кирилла Симонова, на мой взгляд, все гармонично — от ума и от сердца, и очень технично. Полный ансамбль музыки, либретто, сценографии и движения. Балет поставлен с настоящим вкусом. Первый акт гениальный, два других очень хорошие.

За эти годы я видел на сцене Музыкального театра все спектакли Кирилла Симонова, и первым удивлением, открытием того, что в балете можно переживать так же сильно, как в драме, стала его «Жар-Птица». «Золушка», по-моему, — вершина творчества хореографа и вершина его понимания музыки ХХ века. Благодаря Симонову я тоже начал понимать и любить Прокофьева. Его музыка сильная, мощная, необычайно созвучная своему времени. В ней постоянно слышатся тревожные, порой зловещие звуки, даже в знаменитом вальсе. То, что Прокофьев выразил в музыке, — одновременно ужас и романтичность сталинской эпохи — Симонову удалось выразить в пластике. На мой взгляд, единство музыки и движения и очень точная передача эпохи и есть самое ценное в «Золушке» Кирилла Симонова.

Мне как историку особенно интересно оказалось путешествие во времени, перенос в сороковые годы прошлого века. По сравнению с «Ромео и Джульеттой», где время действия выбрано все-таки условно, «Золушка» отличается каким-то «клеточным» пониманием эпохи. В силу своей профессии я знаю, что понять и передать время очень сложно. Кирилл Симонов попал в десятку, потому что сам как будто прожил это.

Сейчас о тех годах вспоминают только плохое. Но ведь помимо страшных репрессий была и необыкновенная романтика, сильнейший порыв светлых людей в космос, в стратосферу, за пределы возможного. Мне вспоминаются фильмы тех лет — известный всем «Цирк» Григория Александрова и менее знакомые широкому зрителю «Новая Москва» Александра Медведкина и «Космический рейс» Василия Журавлева.  Бесстрашные летчики и летчицы были настоящими героями своего времени. Взять, к примеру, знаменитых Гризодубову и Осипенко. Поэтому появление Золушки в шлеме и кожаной куртке, кордебалета в летной форме и всей этой авиационной атрибутики на сцене вполне оправданно. Все в спектакле работает на главную идею — передачу стиля эпохи: монументальные декорации, уникальный, точно работающий свет и, конечно же, впечатляющие костюмы.

Несоответствие традиционного названия балета тому, что происходит на сцене, меня не пугает. Кстати, если бы спектакль ставил я, то изменил бы его название, следуя строчке Мандельштама: «Золушка» эпохи «Москвошвея». Была такая известная фабрика, одевавшая перед войной всю Москву. «Золушка» Прокофьева не имеет ничего общего со сказкой Шарля Перро. Это то, что показал нам Симонов, или близкое к тому.

Есть, конечно, в этом балете и некоторые непонятные мне вещи: почему, например, Золушка вдруг стала любовницей Сталина? Ведь иначе как Вождем народов того персонажа в мундире с лампасами представить невозможно. Какой здесь скрыт смысл? Мы, конечно, знаем, что приближенные Сталина, Берия в том числе, были очень любвеобильны, но о самом Иосифе Виссарионовиче я подобного не слышал. Слишком сильно как-то закрутили.

Ну а финал… Ничего хорошего, верьте историку, не будет. За последней встречей героев снова последует расставание. После того как Илья Эренбург написал роман «Буря», в котором русский парень влюбился во француженку, Сталин запретил в Советском Союзе браки с иностранцами. И в музыке Прокофьева ноток оптимизма тоже не слышно.

{hsimage|Сцена из балета ||||}

Исполнительницу главной партии Алевтину Мухортикову я очень полюбил как зритель и считаю, что в нашем театре редко встречались такие балерины. Она запомнилась мне в образе Джульетты — нежной и трогательной, а теперь вот полностью перевоплотилась в Золушку. Алевтина умеет точно передавать настроение и состояние своей героини. Зритель чувствует все, что она переживает. И вместе с тем Мухортикова — очень легкая, чутко слушает музыку и, кажется, никогда не сбивается. А ведь в балетах Симонова это очень сложно. Движения, им придуманные, часто напоминают цирковые. Вместе с Анатолием Скуратовым Алевтина Мухортикова составляет на сцене идеальную пару — и в «Ромео и Джульетте», и в «Золушке». Очень выразителен и комичен в роли Мачехи Игорь Пашко. Великолепный персонаж у него получился.

Я бы всем посоветовал посмотреть новый балет Кирилла Симонова, разумеется, кроме школьников до 16 лет. Не вся наша аудитория готова это воспринять. Думаю, прежде нужно посмотреть учителям, вникнуть самим и подготовить подростков.

Благодаря Кириллу Симонову, я полагаю, интерес к балету в Петрозаводске значительно вырос. Это один из талантливых людей, которые встали у руля Музыкального театра после реконструкции. Он обладает современным балетным мышлением и нас этому учит. Прощание Симонова с театром получилось очень достойным.

 

 

Наталья Гальцина: — Новая балетная постановка в Музыкальном театре навела меня на размышления о путях развития искусства. Невольно приходишь к мысли, что время идет, изменяется наша жизнь, вкусы, привычки, меняется жизнь вокруг нас и внутри нас. К балету это относится в первую очередь, хотя есть мнение, что это самый консервативный вид искусства.

{hsimage|Золушка — Алевтина Мухортикова ||||}

Классика — великое богатство русского балета — и современность. Как сблизить эти понятия, чтобы родилось что-то новое, до этого никогда не виданное? Как сделать, чтобы современный зритель, воспитанный на телевизионных клипах и поп-музыке, пришел в театр на балет? И как не изменить хорошему вкусу и качеству? Все эти вопросы возникают у тех, кто обеспокоен состоянием балетного искусства вообще, и в Карелии в частности. И последнее десятилетие на эти вопросы своими неординарными  постановками  отвечает Кирилл Симонов.

Последняя по времени премьера балета С. Прокофьева «Золушка» показала, что хореограф находится в постоянном поиске своего слова в искусстве, что, в общем-то,  и определяет истинно творческого человека. Хореографический язык Симонова, чрезвычайно сложный координационно, насыщенный оригинальными движениями и поддержками, выражает прежде всего состояния героев. Им сопереживаешь, за ними следишь, тем более что классное исполнение артистов вызывает истинное восхищение даже у профессионалов.

Алевтина Мухортикова — Золушка —  центральная фигура балета, через которую хореограф передает основную мысль — человек в современном обществе. Высокохудожественное оформление спектакля, совершенно замечательный свет, создают атмосферу необычайного мира театральности и глубины. Простенькая история Золушки превращается в трагическую судьбу одинокого человека. И, что кажется главным, музыка Прокофьева раскрыта хореографом настолько убедительно, что казалось, она написана именно на этот сюжет.

Премьера состоялась! Но будет ли продолжение? Состояние балета в Карелии вызывает глубокую озабоченность у всех, кто любит это прекрасное искусство, кто сопричастен ему. И теперь — уже в который раз! — чтобы сохранить карельский балет на том уровне, на котором он находится сейчас, нужны определенные усилия всех, кто ответственен за это.   

 

5 июня в Музыкальном театре вновь дают «Золушку» — с новыми солистами. В главных партиях на этот раз выступят Ами Фудзикава (Золушка), Игорь Пашко (Принц) и Влад Мэркулеску (Мачеха). Не забудьте поделиться своим мнением.

 

Фото Музыкального театра РК

Exit mobile version