Один из ярчайших пианистов нового поколения выступил с Молодежным симфоническим оркестром Карелии.
Александр Лубянцев исполнил сочинения Чайковского и Рахманинова. За дирижерским пультом стоял отец музыканта Михаил Лубянцев. Концерт прошел в Большом зале Петрозаводской консерватории.
В этом выступлении необычно было всё, начиная с выбора сочинений. Два концерта вместе – первый Чайковского и третий Рахманинова – красивые, популярные и фантастически сложные. Их сочетание в одной программе считается высшим пилотажем даже на международных конкурсах. А уж в обычных концертах пианисты их вместе не играют.
– Я, конечно, переживаю, но я очень рад, что это получается, – сказал перед выступлением Александр Лубянцев. – Эти концерты я много играл, поэтому там много моих идей, которые я давно хочу реализовать с разными оркестрами, но в основном не хватает общения с дирижером, не хватает этой свободы.
В этом выступлении свободы было более чем достаточно. За дирижерским пультом стоял Михаил Лубянцев, отец Александра. Искусству управления оркестром он учился у легендарного Натана Рахлина, а также у Ильи Мусина. Дирижировал в Казани и Баку, сейчас возглавляет школу искусств под Санкт-Петербургом, преподает, владеет многими инструментами. А вот в большом симфоническом концерте вместе с сыном выступает впервые.
– Глядя на то, как Александр играет с другими оркестрами, с другими дирижерами, мы отмечали, что он играет одно, оркестр немножечко другое, – рассказал Михаил Лубянцев. – И нам бы, конечно, хотелось воплотить такую идею, чтобы и у него и у оркестра звучало примерно в одном ключе.
Михаил Лубянцев
По словам Александра, выступать вместе с отцом он решил после недавнего турне по ЮАР. Там он играл с двумя дирижерами, ни у одного из которых не было ни желания, ни времени менять свои исполнительские концепции, согласовывать их с идеями молодого музыканта.
– Вот вы спрашиваете, нравится ли мне играть с папой? – спрашивает Александр Лубянцев. – Да, нравится. Мне с ним очень приятно играть еще потому, что я имею какое-то слово. То есть я могу что-то сказать, и я много что говорю на репетиции. Это на самом деле необычные ощущения, потому что после репетиции дирижер обычно спрашивает: «Вопросы есть?» И я: «Это, это… Попробуем?» – «Попробуем». – «Все, концерт». А тут у нас дискуссии, обсуждения.
Для воплощения своих концепций Александр остановил выбор на пока не очень известном Молодежном симфоническом оркестре Карелии, где большинство музыкантов – его ровесники, студенты музыкального колледжа и консерватории, ребята, восприимчивые ко всему новому.
Николай Котов, художественный руководитель Молодежного симфонического оркестра Карелии, делится своими впечатлениями:
– Это, наверное, первый концерт со звездой такой величины. У Александра достаточно нестандартный взгляд на прочтение нотного текста. Особенно это сказывается в Рахманинове. Для ребят это очень важно, потому что они слышали это в Интернете или на концерте, но на репетициях с Лубянцевым от них требуют совершенно иного. Когда много вариантов разного прочтения, это расширяет горизонт музыкального образования очень сильно. Это, как правило, скачок в развитии музыканта.
Александр Лубянцев и Молодежный симфонический оркестр Карелии. Дирижер Михаил Лубянцев
В этом году Александр Лубянцев поступил в аспирантуру Петрозаводской консерватории. И между учебой и гастрольными поездками по миру он хотел бы и дальше выступать с Молодежным симфоническим оркестром Карелии:
– Удобно, что они очень подвижные, у них почти нет каких-то штампов. Они мало это играли и быстро переключаются на новые идеи, которые у нас возникают постоянно. Надо быстро реализовать, переключаться. Я думаю, это очень хороший вариант – такой вот оркестр.
Публика долго не отпускала музыкантов. В финале на бис они снова исполняли фрагменты прозвучавших концертов. Александр Лубянцев играл также сольные произведения, в том числе и собственного сочинения.
Александр и Михаил Лубянцевы в Большом зале Петрозаводской консерватории
Фото Марии Лубянцевой и автора
Источник: ГТРК «Карелия», программа «Вести-Карелия. События недели» за 16 декабря 2012 года
«Известия» недавно написали об Александре Лубянцеве :
«Вместо традиционной взлетной полосы «ЦМШ — консерватория — I премия на крутом конкурсе» у него были метания между тремя музыкальными школами в Петербурге, год в московской десятилетке, два года в Любеке, два — в Петербургской консерватории. Потом началось совсем уж «хождение в народ»: Лубянцев променял престижный питерский вуз на его бывший филиал — ныне Петрозаводскую консерваторию — ради полюбившегося педагога.
На XIII конкурсе Чайковского ему дали только третье место, на XIV — даже не пустили в финал. Именно тогда — после того как Лубянцеву пришлось «страдание принять» — к нему пришла долгожданная слава.
Теперь за него борются несколько японских концертных агентств, он уже объехал с гастролями Африку, Францию, Финляндию и дважды выступил в Мариинском концертном зале.
Причина, во-первых, в его умной и прочувствованной игре (…) Он играет зрело с точки зрения технической квалификации и осознания музыкального текста, но при этом не стесняется своих юных лет и позволяет себе быть сумасбродным. И здесь самое место перейти ко второй причине — темпераменту Лубянцева, который итальянцы назвали бы capriccioso — капризный и прихотливый».