Интернет-журнал «Лицей»

На премьере летели искры

Фото Ирины Ларионовой
После премьеры оперы

Премьера опер карельских композиторов в Музыкальном театре собрала полный зал.

 

На вечер карельской оперы в Музыкальный театр РК с друзьями, студентами консерватории, мы шли гурьбой. Пропускать такое событие нельзя, ведь, к сожалению, мы слышим музыку своих соотечественников не так часто, как хотелось бы. Обе оперы – и «Три брата» Рувима Пергамента, и «Тростниковая свирель» Бориса Напреева – оказались интересны каждая по-своему.

 

«Три брата» Рувима Пергамента – очень достойный образец искусства советской эпохи. Написанная свыше полувека назад (в 1949 году), эта опера обладает всем тем, что отличает профессиональную музыку СССР от любой другой: мелодичность, простота музыкального языка, – вот её главные черты. Но вместе с тем в ней есть нечто, что свойственно только музыке нашего края. И дело здесь не только в том, что либретто написано по мотивам эпических песен калевальской метрики (автор текста «тот самый» В. Гудков), но скорее в отношении композитора к фольклорной тематике.

 

Сцены из оперы «Три брата» Рувима Пергамента. Фото Ирины Ларионовой

Незамысловатый сюжет – девушка, ставшая предметом раздора между братьями и толкающая их к злу, – казалось бы, требует почти итальянских страстей. Но всего этого в опере нет. За исключением сцены битвы братьев, когда с бутафорских мечей посыпались настоящие искры (это было здорово!), события разворачиваются неспешно, как и свойственно эпосу.

 

Однако если вы решите отнести «Братьев» к давно забытому советскому ретро, то будете не правы. Свои хиты в ней есть, а оркестровая редакция В. Кошелева очень хороша.

 

К теме фольклора обращается и Б. Напреев в опере «Тростниковая свирель», созданной в 1988 году по либретто А. Мишина. Ларин Параске – знаменитая ижорская сказительница XIX века, знавшая свыше тысячи песен, стала героиней этой оперы. Вся жизнь Ларин, простой женщины из народа, проходит перед нашими глазами: детство в доме родителей, любовь, одиночество… Голос сказительницы, сильный и чистый, называли «руокопилли» – тростниковая свирель. Музыка Б. Напреева соответствует этому поэтичному образу. Органичный сплав фольклорных интонаций и терпких современных созвучий так понравился слушателям, что композитора долго не хотели отпускать со сцены, возгласы «браво!» не смолкали.

 

Сцены из оперы «Тростниковая свирель» Бориса Напреева. Фото Ирины Ларионовой

Кстати, в зале в этот вечер был аншлаг, и я понимаю почему. Авторы опер, члены Союза композиторов Карелии, чрезвычайно известные в музыкальной среде люди. Рувим Пергамент – один из основоположников профессионального композиторского творчества Карелии, один из организаторов и первый председатель Союза композиторов. Борис Напреев – профессор Петрозаводской консерватории, доктор искусствоведения. Несомненно, таких людей знают хотя бы в лицо. Причем послушать премьеры в этот вечер пришли не только профессионалы, но и просто любители академической музыки.

 

Заслуженный успех в этот вечер достался обеим операм не только благодаря прекрасной музыке и профессиональной работе исполнителей, но и благодаря  видео-инсталляциям (художник-постановщик Сергей Терентьев, медиаинженер Даниил Бакалин). Если в «Трёх братьях» визуальный ряд выполнял скорее декоративную роль, то «Свирель», в которой видеоряд действует иногда наравне с музыкой, он по-настоящему преображает и оживляет действие.

Камерную по своей сути оперу Р. Пергамента и монооперу Б. Напреева  очень украсила хореография Надежды Калининой.

Словом, премьеры, приуроченные к Международному дню эпоса «Калевала»  стали значимым событием. Современное прочтение опер, написанных в прошлом веке, полностью удалось.

Exit mobile version