Интернет-журнал «Лицей»

Муза Плача XIX века

Экспозицию открывает портрет Ирины Андреевны Федосовой
Экспозицию открывает портрет Ирины Андреевны Федосовой

От Ирины Андреевны фольклористы записали более 30 тысяч стихов. Подсчитали, что это  больше, чем у Гомера!

Выставка, открывшаяся в презентационно-выставочном зале музея-заповедника «Кижи»,  посвящена Ирине Андреевне Федосовой, 190-летие со дня рождения которой Карелия отмечает в этом году.

Неслучайно экспозицию открывает большой портрет знаменитой народной поэтессы. Однако выставка не просто рассказывает о жизни Ирины Андреевне, она предлагает посетителям погрузиться в тот мир, в котором жила и творила Федосова, который сформировал ее как творческую личность.

Об этом свидетельствует и название выставки «Дай-ко, Господи, мне добрый путь-дороженьку». Представлены три особо важных события в жизни крестьянина, во время которых исполнялись причитания: свадьба, проводы на службу в армию и похороны. Девушка-невеста, парень-рекрут или умерший человек отрывались от семьи, родственников, родных мест и переходили в новый статус: замужней женщины, солдата или предка-покровителя.

В народной культуре этот переход ассоциируется с путем-дорогой, который нужно было им преодолеть. И помочь осуществить его должны были вопленицы, плакальщицы, а это были только женщины, видимо, только они обладали этим даром.

Название это происходит от слова воп – причеть. Вопеть (ударение на первой гласной) означало причитывать. Вопленицы были в каждом селе, среди них было немало талантливых, уважаемых односельчанами. Но равных Ирине Андреевны Федосовой  не было ни тогда, ни потом, как свидетельствует истории. До сих пор творчество заонежской крестьянки – неграмотнойпо одним сведениям или малограмотной по другим – называют выдающимся явлением в истории отечественной и мировой культуры.

В рассказе о себе Ирина Андреевна поведала: «С малолетства любила я слушать причитанья; сама стала ходить с причетью по следующему случаю: суседку выдавали замуж, а вопленицы не было. Кого позвать? Думали-гадали, а все-таки сказали: «Кроме Иришки некому». На беседах дала себя знать… Ну и пригласили». (И.А. Федосова. Избранное. Петрозаводск. «Карелия», 1981. Вступительная статья К.В. Чистова)

Не спросив согласия отца, Ирина Андреевна согласилась, но когда пришли звать ее  на следующую свадьбу, узнал и отец. Сначала «возгорячился». Но потом, когда ему сказали, какие уважаемые в селе люди зовут дочь, согласился: «…Для меня как хочет. Дело ейное…». Так обрела Федосова свое призвание. От Ирины Андреевны фольклористы записали более 30 тысяч стихов. Подсчитали, что это  больше, чем у Гомера!

Причем, как отмечали уже современники Федосовой, она не просто исполняла канонические тексты причитаний в том виде, в котором восприняла от других певцов. Перед тем, как идти на свадьбу, проводы рекрута или покойника, она старалась получить как можно больше информации об этих людях. Ее причитания были таким образом индивидуальны и особенно трогали родных. Она словно заново создавала их сама. Кроме причитаний исследователи записали от нее баллады, былины…

 

Вернисаж выставки «Дай-ко, Господи, мне добрый путь-дороженьку»

Выставка в музее-заповеднике «Кижи» дает возможность понять нам тот мир, в котором сформировался и развивался талант народной поэтессы. С.М. Лойтер писала о Федосовой, что она «…как никто выразила самосознание русской женщины-крестьянки второй половины XIX века… И именно в этом качестве она предтеча «Музы Плача» ХХ века Анны Ахматовой, стихами которой «заговорила» женщина беспощадного и трагического недавно ушедшего  столетия». «Одна достигла непревзойденной художественной высоты, оплакав XIX век, другая – век ХХ». (В.П. Кузнецова, И.И. Набокова, Д.Д. Абросимова «Ирина Андреевна Федосова – вопленица и поэтесса» (музей-заповедник «Кижи», 2011).

В создании экспозиции использованы не только предметы крестьянского быта позапрошлого века из фонда музея, их дополняют планшеты с отрывками  из причитаний Ирины Андреевны Федосовой. А украшением вернисажа, его кульминационной точкой стало выступление участников фольклорно-этнографического театра музея «Кижи», в чьем исполнении прозвучали фрагменты свадебного обряда,  причитаний, исполнявшихся при проводе рекрутов. Все это проиллюстрировано множеством старых фотографий конца XIX — начала ХХ века, сделанных  в заонежских и пудожских деревнях.

Традиционный сундук с приданым невесты
Невеста просит прощения на шубе. Фото И.К. Инха
Свадебный атрибут для встречи жениха и невесты
Родители благословляют стоящего перед ними на коленях с покрытой головой сына-рекрута
Вести с войны. 1914 год. Фото С. Любовикова
Еще одна часть экспозиции: мать прощается у гроба сына
Отрывки из причитаний по рекрутам
Участники фольклорно-этнографического театра музея показывают фрагмент свадебного обряда
Фрагмент свадебного обряда показывают самые юные участники ФЭТ музея

Вторая часть экспозиции рассказывает о собирании, исследовании народного творчества карельскими фольклористами, в том числе и сотрудниками музея-заповедника «Кижи».

Музей отметил своих партнеров в создании выставки – ученых Института языка, литературы и истории и Научной библиотеки КарНЦ РАН, Петрозаводской государственной консерватории.

Наталья Михайлова вручает благодарственное письмо научному сотруднику ИЯЛИ Валентине Кузнецовой (слева)

 

Выставка «Дай-ко, Господи, мне добрый путь-дороженьку»  — первая в цикле  юбилейных мероприятий, которые проведет  музей-заповедник «Кижи» в год юбилея Ирины Андреевны Федосовой. И пройдут они не только в Петрозаводске, но и на острове Кижи.  Авторы нынешней выставки — сотрудники отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия Наталья Михайлова и Арина Анхимкова.

27 апреля в 19.00 в   Национальном театре состоится концерт «Я не знала, я не ведала…», посвященный жизни и творчеству выдающейся заонежской вопленицы Ирины Федосовой. Билеты можно приобрести в кассе лекционно-выставочного комплекса (ул. Федосовой, 19). Стоимость — 180 руб.

 

Фото музея-заповедника «Кижи» и Валентины Чаженгиной

 

Exit mobile version