Интернет-журнал «Лицей»

Московские вундеркинды

Юные дарования из ЦМШ на фестивале "Белые ночи Карелии". Фото Натальи Мешковой

Верные друзья  «Белых ночей Карелии» хорошо знают, что неотъемлемой частью фестивальных программ давно стали  концерты юных дарований.

Страна наша не обижена талантами, мы не устаем говорить об этом. Но сейчас стало шквальным поветрием демонстрировать их разнообразие в  различных шоу на телевидении. Не просто талантливых, а уникальных детей в самых разных умениях нам представляют подчас организаторы этих шоу, и мы не можем не восторгаться увиденным и услышанным. Но всегда ли взрослые понимают, что за этим может последовать в дальнейшей жизни юного существа, если триумфальный выход на сцену больше никогда не повторится? Какая психологическая травма наносится ему тем самым и может вообще сломать жизнь? Об этом нельзя не задумываться, если мы хотим иметь будущее в нашей культуре.

То, что мы слушаем в концертах фестиваля, имеет совсем иную природу и цель, и связано это с замечательной традицией, сложившейся в музыкальной жизни Карелии: в годы, ставшие уже историей, мы нередко имели удовольствие слышать молодых и совсем юных музыкантов, приезжавших к нам неоднократно, благодаря чему мы наблюдали за творческим ростом, мужанием  таланта, постепенно выходившего на всесоюзную и мировую концертную эстраду.

Этому способствовала филармония, дирижеры, работавшие с нашим симфоническим оркестром, и отдельные творческие люди, радеющие за российскую культуру. Разве можем мы забыть молодого Григория Соколова, который на заре своей деятельности довольно регулярно приезжал с концертами в Петрозаводск? Теперь, став без преувеличения великим пианистом современности, он живет на Западе и даже в своем родном Ленинграде-Петербурге дает лишь по одному концерту в год.

На протяжении немалых лет мы имели возможность наблюдать постепенное становление скрипача Максима Федотова, выросшего в одного из заметных солистов. К тому же со временем к скрипичному исполнительству он присоединил деятельность дирижера.

В последние десятилетия любителям музыки в Карелии открытия новых имен предлагает художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктор Горин.

Виктор Горин на одном из прошлых фестивалей «Белые ночи Карелии»

Горин как организатор находится в постоянном поиске, посещая фестивали в других городах, знакомясь с коллегами. Еще в 90-е годы, когда на базе Петрозаводского музыкального училища заявил о себе фестиваль «Музыка. Юность. Надежды», он стал его художественным руководителем и впервые пригласил из Австрии замечательную скрипачку Дору Шварцберг, которая не только сама  многократно выступала, но  и привозила своих талантливых девочек и мальчиков из Венской высшей школы музыки и исполнительского искусства. Одна из них, канадка Люси Холл, покорила тогда всех и своей игрой уже сложившегося исполнителя, и необыкновенным сценическим обаянием.

Следующим детищем Горина стал Международный фестиваль искусств в Костомукше, за которым последовали «Белые ночи Карелии»: Костомукша – Петрозаводск – Кондопога.  И везде непременно присутствовали юные дарования. Думаю, не ошибусь, сказав, что одной из главных находок Горина несомненно можно считать Сергея Антонова – виолончелиста Божьей милостью, за которым мы имели счастье наблюдать в течение почти двадцати лет. С тех пор Сергей не забывает дорогу в Карелию, несмотря на жизнь в США и предельную творческую загруженность.

Мария Журавлева и Сергей Антонов. Фото www.classicalmusicnews.ru

В профессию Сергея вывела мама, Мария Юрьевна Журавлева, — случай в музыкально-педагогической практике почти беспрецедентный, о чем сообщалось уже не раз. В программах фестиваля ее роль тоже особая. Являясь преподавателем по классу виолончели Центральной музыкальной школы Москвы, которая, как известно, зарекомендовала себя эталонной в деле музыкального воспитания талантливых детей нашей страны, она на протяжении многих лет привозит в Петрозаводск группу чудо-деток разных возрастов, причем,  это не только непосредственно ее ученики – кроме виолончелистов, в ней есть скрипачи и пианисты.  

Изредка появляются представители иных специальностей, как, например, в этом году приехала девочка, осваивающая арфу. И необязательно они должны быть из ЦМШ, это могут быть учащиеся из других школ. Мария Юрьевна как сказочная Матушка Гусыня берет под свое заботливое крыло всех детей. Иногда с малышами едут родители, но совсем без помощников обойтись нельзя, ведь за каждым шагом детей нужно наблюдать и в случае необходимости помогать.

В группе, которую Мария Юрьевна привозила на фестиваль предшествующие три года подряд, неизменно присутствовали два мальчика: оба 2001 года рождения  — пианист Павел Мнацаканов и виолончелист Данила Владыко. Эти три года были очень показательными в их профессиональном вырастании и забыть их невозможно. Но о них уже надо говорить отдельно.

В этом году Мария Юрьевна была приглашена принять участие в работе жюри организованного в Петрозаводске конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Н.А. Щербаковой – скрипачки, окончившей нашу консерваторию и  всю жизнь посвятившую педагогической работе в музыкальном училище имени К. Раутио.

Миссия педагога-наставника не ограничивается чисто музыкальной работой. Детей необходимо приучать к выступлениям и поведению на сцене, умению выйти  и уйти, обязательно поклонившись. Наблюдать из зрительного зала за тем, как это делает каждый ребенок, и забавно и трогательно. А еще  дети, кроме персональных выступлений, где каждый представляет только себя, должны понять, что такое ансамбль и умение вписаться в него, составить с ним единое художественно-смысловое целое. Все это заставляет задуматься, как же это непросто, какое соучастие в судьбе вверенного тебе человечка надо проявить, не навредив.

Фестивальный детский концерт 29 мая «Юные дарования России» был благотворительным, в пользу фонда имени Арины Тубис.

Он открылся выступлением трио – примером классического ансамбля: скрипач Илья Куров (2009 год рождения), виолончелист Лев Архангельский (тоже 2009 года) и пианистка Саша Завидова (2007 года). В этом милом содружестве девочка явно чувствовала себя старшей – и уверенная устремленность к своему инструменту, и само исполнение подчеркнули в ней качество лидера. Но прозвучавший в их исполнении «Менуэт» Боккерини показал, что они уже усвоили одно из главных правил ансамблевой игры – “чувство локтя”.

Далее последовали сольные выступления, но, поскольку большинство произведений для скрипки и виолончели создаются композиторами с партией фортепиано, детей поддерживала высококлассный концертмейстер, выступающий в этом амплуа на многих конкурсах  Надежда Болотов — опытный, чуткий музыкант, работающий и с уже состоявшимися исполнителями, но и прекрасно понимающий специфику общения с детьми. Она помогала каждому из солистов передать настроение исполняемой пьесы и подчеркнуть  индивидуальность юного солиста. При  том, что для них только-только начинается освоение  избранного пути, они все буквально одержимы музыкой и готовы часами общаться со своим инструментом.

Каждый из участников концерта играл по две-три разнохарактерные пьесы, раскрывая свое понимание заложенного автором содержания. В то же время они демонстрировали владение собой, умение быстро переключаться  из одного эмоционального состояния в другое на коротком  временном отрезке, что восьмилеткам не всегда просто. В программе концерта звучала и знакомая музыка и многое из того, что неизвестно даже профессионалам.

Каждый год занятий в специальной школе дает ребенку чрезвычайно  много. Две девочки в нынешней группе разнятся по возрасту с остальными несколькими годами, они постарше, но их выступление демонстрирует уже гораздо более высокий исполнительский уровень.

Скрипачка Злата Семенкова родилась в Санкт-Петербурге,  заниматься музыкой начала  в пять лет в школе при Санкт-Петербургской консерватории (преподаватель А.А. Коробкина), много выступала на концертных площадках города, а в 2016 году поступила в Московскую ЦМШ в класс Т.А. Полозовой. Исполненные ею произведения – «Листок из альбома» Рихарда Вагнера и «Баллада и полонез» Анри  Вьётана продемонстрировали весьма незаурядную музыкальность девочки в комплексе со всеми необходимыми для скрипача качествами – чистотой интонации,  драматическим напряжением и виртуозностью.

Очень ярким было и выступление Софьи Москалевой, игравшей на экзотическом для нас инструменте кельтской арфе. Столь же экзотичными оказались и две из трех пьес прозвучавших в исполнении Софьи  – «Мелонга пара омар» Р. Ортиса и New blues Д. Хенсон-Конанта. Прихотливый интонационно-ритмический рисунок, феерическое звучание пассажей арфы — чрезвычайно колоритная музыка! До кельтской девочка  осваивала традиционную арфу, а кроме этого она занимается и в классе виолончели у М.Ю. Журавлевой. Порой дети просто потрясают своей трудоспособностью, жаждой совершенствования и постоянной готовностью выступать, понимая, что только неустанный труд приводит к желанной цели. София уже добилась многого, зарекомендовав себя как успешный музыкант, в частности,  в 2015 году фонд «Сафмар» предоставил ей кельтскую арфу Isolde французской фирмы Camac.

Успехов вам, юные таланты, не уставайте дарить людям радость своим искусством!

                                                                                 

Exit mobile version