В каталоги-альбомы известного музея современного искусства включены работы Артема Стародубцева и Аркадия Морозова.
16+
Каждое посещение нашей Национальной библиотеки подобно поездке в незнакомый мегаполис: всегда здесь есть что посмотреть, чему удивиться, чем восхититься. Будь то встреча с писателем, выставка, новый альбом по искусству, книга мемуаров, журнал или мастер-класс.
В последнее мое посещение библиотеки сделала для себя открытие и радовалась, как ребенок. Сидя в удобном кожаном кресле читального зала, с удовольствием листала альбомы, которые раньше не видела. Их выпустил петербургский музей современного искусства «Эрарта», справедливо вошедший в десятку лучших музеев России. Люблю этот музей, его интерьеры, нравится разнообразная его деятельность, необычная коллекция, которую начали собирать с момента открытия «Эрарты» в 2009 году. Она уже насчитывает 2800 произведений 300 современных художников со всей России.
Почему же я так радовалась на этот раз? А потому, что в два этих чудесных альбома-каталога, переданных нашей библиотеке в дар, попали и петрозаводские авторы — Артем Стародубцев и Аркадий Морозов.
Два каталога «Эрарты» выпущены накануне открытия музея. Первый из них так и называется «100 работ из коллекции».
Работу Артема Стародубцева «Ванная», созданную в 2003 году, видим на одной из страниц.
Каждое произведение в каталоге сопровождается небольшим текстом-эссе. «Так странный живописный сюжет, — размышляет над полотном Стародубцева Мария Ягушевская, — постепенно превращается в картину о вечном противостоянии мужчины и женщины, любви и инстинктов, о бессилии перед комплексами и привычками». Она называет его сюрреализмом по-русски.
Не могла отказать себе в удовольствии представить нашим читателям, тем, кто интересуется современным искусством, несколько произведений из каталога.
Второй каталог-альбом называется «Классический сюжет в коллекции» (2009) и включает работу известного петрозаводского художника Аркадия Морозова.
«Легкая походка Юдифи» — «жесткий, сюрреалистически выстроенный и геометрически выверенный силлогизм об отношениях мужчины и женщины.(…) Картина Морозова полна внутреннего напряжения: отрубленная голова продолжает жить и страдать, ее взгляд по-прежнему прикован к объекту желания». Автор текста поясняет, что, «когда художники вкладывают в классический сюжет интимный, автобиографический смысл, их работы наполняются особым драматизмом».
Листать каталоги после того, как ты уже видел экспозицию, доставляет большое удовольствие. Некоторые имена врезались в память, другие авторы запомнились своими сюжетами и манерой исполнения, иные своими неожиданными идеями. Но бывают и другие варианты узнавания: сначала исследуешь каталог, а потом едешь в музей в Санкт-Петербург, благо все рядом.
Добавлю, что в «Эрарте», кроме Стародубцева и Морозова, представлено также творчество карельского художника Александра Трифонова. Его выставка «Цифровая реальность» откроется 29 сентября в медиа-центре «Vыход».
Фото Ирины Ларионовой