Интернет-журнал «Лицей»

Петрозаводск и революция

Фото Валентины Чаженгиной
Фото Валентины Чаженгиной

В Национальном музее Карелии открылась выставка «1917. Петрозаводск и революция».

Революция в Олонецкой губернии начала свой официальный отсчет с экстренного выпуска газеты «Олонецкое утро» от 3 марта 1917 года, сообщившего о революции в Петрограде,  публикации манифестов об отречении от престола императора Николая II и великого князя Михаила Александровича.

Как свидетельствуют документы, хранящиеся в Национальном архиве республики, падение самодержавия, февральская революция были встречены с энтузиазмом всеми слоями русского общества. Считается, что власть гибнет тогда (сколько бы веков или десятилетий она ни насчитывала), когда внутри насквозь прогнила, несмотря на то что сумела сохранить внешний декор и благообразность.

В истории России ХХ века это произошло дважды: в 1917-м и в 1991 годах. И оба эти события даже сейчас вызывают неоднозначные оценки, отношение, хотя после революционных событий 1917 года  прошло 100 лет. А ведь сегодня открыто  большинство архивов, стали доступны подлинные документы того времени, ниспровергнувшие мифы. Точнее, такую реакцию вызывает не в целом 1917-й, а октябрьские события того года, те, которые еще совсем недавно называли Великой Октябрьской социалистической революцией.

Национальный музей предложил обратиться к событиям 100-летней давности даже не в целом в Олонецкой губернии, а в Петрозаводске, маленьком провинциальном городе, так сказать, глухой провинции. Итак, «1917. Петрозаводск и революция». В течение календарного года произошли две революции, Россия продолжала вести войну, прошли выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. За 365 дней в стране фактически последовательно сменились три политических системы. Как эти события изменили жизнь петрозаводчан, что они думали о них, чем были озабочены?

Авторы музейной экспозиции, как и аналогичной выставки в Национальном архиве, который выступил в этот раз партнером музея, поставили перед собой задачу передать атмосферу Петрозаводска в период между двумя революциями – от свержения самодержавия до установления диктатуры большевиков. «Старый строй пал так быстро и для большинства так неожиданно…», – писал один из видных губернских деятелей протоиерей Григорий Чуков в 1917 году. «Настроение в городе хорошее…» – так оценивает атмосферу в городе весной 1917-го Александр Копяткевич, рабочий-революционер, возглавивший Петрозаводский Совет рабочих и солдатских депутатов.

На выставке представлены редкие предметы интерьера и быта горожан, одежда и орудия труда рабочего, крестьянина. Отдельный комплекс посвящен солдату первой мировой – участнику революции: амуниция, оружие, одежда. Среди раритетов, представленных в экспозиции, – знаки и регалии дореволюционной губернской власти, жетоны и медали Временного правительства в честь Февральской революции, облигации госзайма, купюры, бывшие тогда в ходу: «катеринки», «керенки», бумажные копейки и загадочные «олонецкие боны» — образцы так и не выпущенных местных денег.

Фото Леонида Николаева из группы музея vk.com/rk_nationalmuseum

 

Общественные настроения и политические взгляды отражали местные средства массовой информации — «Олонецкое утро» и «Известия Олонецкого губернского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов». В их публикациях можно ощутить как романтический характер весны революции сменился тревожной напряженностью осени.

Как отметил, выступая на вернисаже директор Национального музея Михаил Гольденберг, новая экспозиция очень непростая, это выставка-вопрос. Вопрос, как правило, предполагает поиск ответа на него. Авторы экспозиция предложили заняться этим нам, посетителям. Для чего потребуются солидные усилия.

Правда, на вернисаже молодежь особенно не замучивалась этим. Девушки были озабочены больше тем, как сделать эффектные снимки с участниками театрализованного представления или на фоне манекенов, изображавших солдат и матросов революционного времени.

Фото Валентины Чаженгиной

Кстати, над дизайном экспозиции поработали специалисты, и это чувствуется. Для ее оформления пригласили даже театрального художника по свету. Огромную работу провели сотрудники музея, так подбирая в музейных фондах экспонаты, чтобы  посетители ощутили (и мы ощущаем!), как революционные события ворвались в тихую, не очень богатую, но мирную  жизнь провинциалов, вполне довольных жизнью. Большинство из них  никогда не помышляло ни о каких революциях, но укрыться от нее они не смогли. И для многих это стало трагедией.

Выставка будет работать долго, до февраля 2018 года. Предполагается, что за это время пройдут  круглые столы, встречи, обсуждения — интерес к ним проявляют уже  сегодня. Придем ли мы после них к  однозначному ответу? Конечно, нет. Да и не надо! Но если это кого-то убедит, что черпать исторические сведения следует не из художественных фильмов и телесериалов (а как свидетельствует опросы общественного мнения, большинство именно на них изучает историю), то это уже будет большое событие. Пусть и не такого масштаба в истории страны и мира, как революционный 1917-й.

Exit mobile version