В ноябре Театр драмы РК «Творческая мастерская» отметит тридцатилетие. Осенью публику ждет театральный праздник, посвященный этому событию, новые спектакли, а труппу — гастроли и фестивали.
Под занавес нынешнего сезона мы открываем цикл интервью с актерами «ТМ», который подготовили юные журналисты. А начнем с тех актеров, кому, как и самому молодому государственному театру Карелии, около тридцати.
Дмитрий Константинов, актёр молодежной труппы, за семь лет работы в «Творческой мастерской» примерил на себя больше десятка ролей.
Одна из них в спектакле «Другой человек». «Чтобы привлечь внимание зрителя, совсем не обязательно быть в главной роли», – говорит Дмитрий, и тут он совершенно прав. В этом спектакле Дмитрий один из трёх актёров, роли которых называются кратко и лаконично – «Они». Самая трудная задача – увлечь зал игрой без слов, движениями, артистизмом и потоком эмоций, льющимися со сцены. Дмитрий справился с этим на отлично.
— Где вы учились?
— В Петрозаводской консерватории, кафедра актерского мастерства. Все мы, молодежь театра, — однокурсники.
— У вас была практика?
— Мы сразу пришли в театр. Наш курс специально был набран для «Творческой мастерской».
— Что для вас значит «Творческая мастерская»?
— Мое первое театральное впечатление: я был в «Творческой мастерской», сидел у папы на плечах где-то в проходе зала. Был спектакль «Я пошел гулять с ума», и я запомнил единственный эпизод с участием Владимира Игоревича Мойковского. Помню, как он играл, это очень хорошо врезалось мне в память. Не знаю, каким путем меня именно сюда привело, но я очень этому рад. «Творческая мастерская» — театр с высокой художественной планкой.
— С кем бы вы хотели сыграть в одном спектакле?
— Я бы хотел, чтобы состоялся наш курсовой спектакль, тех, с кем мы учились на одном курсе. У нас уже был танцевальный спектакль «Ultimo cafe». То была дипломная работа, выпускной спектакль. У директора театра, мастера нашего курса, сейчас много хлопот и, к сожалению, нет времени закончить с нами новые спектакли, которые задумывались ещё во время учёбы.
— Кто для вас образец, идеал в театре?
— Людям присущи разные качества, у всех понемногу чему-то учишься, подсматриваешь какие-то вещи, и то, что цепляет больше всего, перенимаешь.
— Какие чувства испытываете перед выходом на сцену?
— Абсолютно разные бывают. Иногда волнение, иногда опустошение какое-то… Думаешь: «Что же я буду делать-то сегодня на сцене?». Иногда нужно для этого себя поругать. Иногда, наоборот, какое-то воодушевление, волнение, которое в кураж переходит.
— Было ли такое, что спектакль не был хорошо отрепетирован, и приходилось импровизировать?
— Спектакль рождается в процессе репетиций, каждый раз что-то меняется. А премьера – новый этап жизни спектакля. Зритель своим участием задает атмосферу, вносит что-то новое. Первый спектакль – это когда все ходят буквально на ощупь. Эффект второго спектакля – когда хочется повторить все как в первый, премьерный день, но иногда приходится что-то менять, учитывая режиссерские замечания. По сути, каждый спектакль особенный, уникальный.
— Трудно ли бывает входить в образ?
— У каждого своя актёрская кухня — как себя привести в нужное самочувствие, поэтому я не могу сказать, что сложно войти в образ. Я больше от внешнего фактора иду, а потом уже подключаются эмоции. Бог его знает, как я вхожу в него, никто, наверное, не ответит точно. Для меня главное, чтобы внимание было именно здесь, на сцене, а не где-то ещё. Тогда всё возможно.
— Влияет ли работа на вашу личную жизнь?
— Нет, по-моему. «Вот, тебе там поклонницы пишут!». Знаете, мне никто никогда в жизни не писал, даже обидно бывает (улыбается).
— Какая ваша самая удачная/неудачная роль?
— Мне кажется, не мне судить, где у меня было больше успехов или неудач. Про удачу вот что могу сказать: однажды я точно знал, что роль удалась. Это был спектакль «Горгоны». На сцене две актрисы и ещё два персонажа. Я изображал пианиста и делал его в пластике «Паганини за роялем», как мне потом сказали. Это был утрированный, почти мультяшный персонаж. Я умею играть на фортепиано, знаю многие нюансы исполнительства, поэтому мне эта роль доставляла огромное удовольствие. Я сидел спиной к залу, был абсолютно свободен и по-хорошему безответственен. И я знал, что играю это хорошо.
— Часто ли вы ходите на чужие спектакли?
— На спектакли нашего театра я периодически хожу, потому что интересно посмотреть, как работают мои коллеги в других спектаклях. А вот в другие театры я не хожу. В любом случае есть профессиональный взгляд, я не могу полностью погрузиться в действие, как обычный зритель. Хотя года три назад я был в Питере на премьере спектакля Славы Полунина «Чу» и в какой-то момент поймал себя на том, что сижу с открытым ртом, как ребёнок, настолько Полунин притягивал к себе внимание.
— Хотели бы вы прославиться на весь мир?
— Заманчиво, но мне кажется, это опасно. Сегодня ты прославился в спектакле, а завтра тебе снова в нем же выходить и надо подняться на эту же высоту. Понятно, что не нужно этого бояться. Но я думаю, что можно не прославляться, не это главное.
— Если бы не актером, то кем вы бы хотели быть?
— Трудно сказать, наверное, связал бы свою жизнь с философией. Но нельзя же просто быть философом, сидеть и рассуждать. Здорово, конечно, но это же не профессия. А так режиссером, наверное. Но мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь.
— Худшее, что есть в вашей работе?
— Самое худшее – человеческий фактор. В этом и сложность театра, и его сила, в том, что это коллективное творчество. Несмотря на все взаимоотношения и личные проблемы, надо научиться работать вместе. Сложность в том, что самолюбие и тщеславие — очень сильные чувства. Конечно, из-за этого люди и идут на сцену в основном, но эти чувства одновременно и подталкивают к работе, и являются причиной проблем.
— Лучшее, что есть в вашей работе?
— Хорошо то, что театр помогает выплеснуть все эмоции, например, весь свой негатив вложить в роль и тем самым избавиться от него. Многие эмоции находят реализацию, изживаются боли, обиды, страхи и комплексы. В этом отношении сцена для актёра – лекарство.
Алина Чечулина,
ученица 10 класса петрозаводской гимназии №17
Фото предоставлены театром «Творческая мастерская»