Спектакль Театра им. Моссовета «Не все коту масленица» по одноименной пьесе А.Н. Островского в постановке Виктора Шамирова был показан в Петрозаводске в конце сентября в рамках фестиваля «Золотая маска».
Это действо словно бы создано для гастрольных туров. Его возможно адаптировать практически под любое пространство. Художник Леша Лобанов не воссоздает ни чистенькую бедность дома Кругловой, ни увесистую роскошь покоев Ахова. Сцена пуста какой-то космической пустотой. Минимум декораций и реквизита. Черный-черный фон. Ничто не отвлекает внимания от актеров. Разыгрываемая ими история злободневна что в 1871 году, когда Островским была написана пьеса, что сейчас.
Богатому купцу Ермилу Зотычу Ахову надоело жить вдовцом. По меркам XIX века он старик, ему шестьдесят. По нынешним временам – мужчина в расцвете сил, готовый завести третью, окончательную семью. По соседству он присмотрел невесту, дочь обедневшей вдовы, купчихи Дарьи Федосеевны Кругловой, – Агнию. Дело верное: девица уже засиделась, ей двадцать, приданого ни гроша, женихи вокруг нее роем не вьются. Дальний родственник и приказчик Ахова Ипполит, двадцати семи лет, тоже имеет виды на девушку, более того, серьезно влюблен. Но жениться не может: нет денег. Дядя за десять лет работы не заплатил ему ни разу. Ахов в доме Кругловой ведет себя заносчиво и бесцеремонно. Как только Ипполит мало-мальски налаживает свои финансовые дела (ему удается вытребовать у дяди круглую сумму за многолетний труд), он становится женихом Агнии, а Ермил Зотыч оказывается отвергнут.
Крайне интересен у Островского Ипполит. Герой, который решается на протест и одерживает победу. Характер, данный в развитии. Персонаж, претерпевающий внутренние изменения. Марк Вдовин играет пышущего здоровьем и весельем молодого мужчину, заимевшего и деньги, и Агничку случайно. Он одинаково шумен и лих во всех сценах. На важные поступки Ипполит решается не сам. Требовать заработанные деньги ему велит возлюбленная, а потом ее маменька. Без капитала он на брачном рынке не котируется, кроме того, Агнии претят его трусость и подчиненное положение. Ключевой разговор между Ипполитом и Аховым разыгран в карикатурном плане. Размахивание ножичком со вскакиванием на стол, чтобы зарезаться поэффектнее, не оставляет ни тени сомнения в несерьезности намерений молодого человека. Он откровенно валяет дурака. Почему Ахов отдает взбунтовавшемуся приказчику деньги? Уж не усовестился ли неожиданно? Уж не из страха ли кровопролития в собственном доме? Отнюдь. Такой шаг можно объяснить только желанием прекратить неубедительный и нудный фарс племянника. Ермил Зотыч прикидывается напуганным. А взысканная сумма для купца-миллионщика немного значит. Триумф Ипполита в финале, когда он становится женихом Агнии, — тоже не заслуга героя в данном спектакле. Здесь он пешка, возведенная умелой игрой Кругловой в ранг ферзя.
Круглова в исполнении Елены Валюшкиной – это шкатулка с секретом, женщина-ребус. Она амбивалентна, как будто всегда рассеянна и не держит под контролем ситуацию в собственном доме. Дочь на ее глазах целуется с малоперспективным ухажером, она им пеняет почти ласково: «Ну, шут вас возьми, и то сказать». Самодур и хам Ахов глубоко ей противен. Однако она принимает его самого, его подарок, позволяет оскорблять себя и пришедшего в гости Ипполита на своей территории.
То, как устами актрисы говорит на сцене Круглова, создает в спектакле атмосферу ушедшей эпохи. Вслушиваясь в интонации, мелодику, фразировку ее речи, веришь, что это аутентичная интерпретация московского говора купеческого сословия того времени. Блестящее проникновение Валюшкиной в текст Островского и органичное присвоение себе его оборотов и смысловых нюансов заставляет глубже понять выдающегося драматурга. По мере развития линии Кругловой в спектакле становится ясно, что главный игрок на этом поле именно она. Никакие подношения и посулы ее не собьют. Слишком хорошо ей известны люди, подобные Ахову. Ее женская судьба была слишком горька из-за деспотичного характера мужа. Свою дочь она не предаст. Достойно и просто ставит актриса точку в сценическом повествовании. Без злорадства и торжества – и именно поэтому столь весомо — ее героиня дает Ермилу Зотычу такой щелчок по носу, что вынесет ли его душевное здоровье сокрушительный мат в этой шахматной партии – вопрос.
Евгений Стеблов в роли Ахова предлагает необычную интерпретацию классического образа могущественного купца – повелителя жизни. Его Ермил Зотыч – глубокий старик, немощный и малохольный. Он тихо говорит, нетвердо ступает, а в голове его поселилась странная фантазия: не пора ли взять в жены молоденькую. Дела купеческие ему давно неинтересны: всем заправляет смышленый и работящий Ипполит. Феона же поведала Кругловой совсем уж странный случай. На днях заблудился Ермил Зотыч в собственном доме, испугался, стал кричать, насилу его успокоили, когда вывели. Пусть дом на сорок комнат, но не лабиринт же Минотавра. А одна из черт старческого маразма – потеря навыков ориентации в пространстве. Также старичка одолевает мания величия. Он себе кажется фигурой столь значительной, что мнится ему сияние от собственной персоны: «Делал я вам честь, бывал у вас; так у вас и в комнатах было-то светлей, оттого только, что я тут». Вряд ли Агния пригодится ему как супруга. Ему бы с самим собой совладать и на грани разумного удержаться.
В сцене разговора с Ипполитом кажется, что купец уже и грамоту позабыл. Молодой человек озвучивает письменно изложенные факты, Ермил Зотыч внимательно смотрит в бумагу, поданную племянником, и вопрошает: «Все это тут и прописано?». Стеблов создает персонаж с трещиной, прохудившийся сосуд. Купец произносит суровые отповеди, его речи вздорны и грубы, а внешний облик как-то по-стариковски мил и приятен, взгляд кроток. Понял ли он вполне чем обернулось сватовство? Или пойдет домой сочинять сказку о плохой невесте, которая недостойна и приблизиться к такому сокровищу как он? Аховый жених.
Предсказуемо буффонна в спектакле Маланья (Яна Львова). Не очень внятно существует Валентина Караева, играющая Феону. Колоритная у Островского, ключница выполняет на сцене вспомогательную функцию и служит исключительно для выстраивания связей между персонажами.
Агния в исполнении Александры Кузенковой представляет собой личность очень цельную, знающую себе цену и великолепно понимающую, на что она может рассчитывать в данной ситуации. Прагматик в девичьем облике. Не бита и не пугана купеческая дочь, выросшая в доме почившего тирана. Настрадавшаяся в несчастливом замужестве Круглова дает ей достаточно воли. Поэтому весьма лукаво звучат слова Агнички: «Я девушка-ангел, я скажу: «как маменьке угодно!». Понятно, что против себя она не пойдет. Слишком тверда ее речь, спокойна повадка, точны формулировки. Душевной склонности к Ахову она не имеет. Гипотетическое допущение его фигуры как претендента на роль мужа – чистый блеф. Но и Ипполит без капитала ей не очень интересен. Поэтому она вдохновляет его на бунт. Мать подхватывает, развивает эту идею, а когда материальная база будущего альянса вырисовывается определенно, воплощает задуманную комбинацию по соединению юных сердец в жизнь.
Сочетание необычной интерпретации образа Ахова и однобоко представленного Ипполита уплощает идею Островского, низводит рассказанную историю до частного случая неудачного сватовства выжившего из ума старика. То, что меняется время и на смену грубому, лживому, нечистому на руку в делах, спесивому хозяину жизни приходит молодой, честный, компетентный на службе и пылкий сердцем герой, – не находит отражения в спектакле. Его главное достоинство — великолепные актерские работы. А это всегда высоко ценится публикой и обеспечивает успех.