– Если раньше соревновались, чей Ленин выше, то сейчас – чей музей лучше, – шутит Михаил Леонидович. – Это гораздо больше радует. Налицо беспрецедентность подобных работ в Карелии. Дешевле, наверное, было построитчем заниматься подобной реставрацией, длящейся уже 10 лет. Сейчас появился свет в конце тоннеля, и мы надеемся, что это не фары надвигающегося поезда. Заработал «датский» фактор – 90-летие Карелии, которое будет отмечаться 8 июня 2010 года.оводя реставрационные работы, архитекторы и строители постарались максимальным образом сохранить и оставить приметы времени. Здание, за которым прочно закрепилось название Губернаторский дом, уцелело чудом. Все другие каменные здания города были разрушены.
Наружная стена первоначального здания – 1775 года. Пока шла реставрация, не обошлось без интересных находок. Так в цокольном помещении нашли остаток кирпичной кладки XVIII века и окно с решеткой. В некоторых местах оставлен аутентичный пол. Здесь решили сделать что-то вроде смотрового балкона с металлической лестницей, стилизованной под старину. В этом помещении разместится экспозиция, посвященная археологии города. Кстати, с помощью мультимедиа планируют воссоздать облик города XVIII века — его площади, улицы.
Еще одна находка – две колонны во втором подъезде, которые собираются отреставрировать. А в третьем подъезде, где до революции 1905 года находилась губернская типография, изначально не было арки. Но Елена Евгеньевна Ициксон увидела ее на фотографии 1905 года. Начали простукивать стену, и действительно она там оказалась.
– Найден компромисс между архитектурой, потребностями музея и безопасностью, – рассказывает директор музея Михаил Леонидович Гольденберг. – Оставлены фрагменты архитектуры XVIII века. Здание это уникально. Баженовская архитектурная школа. Оно островок каменной архитектуры. А ведь Карелия у всех ассоциируется с деревянным зодчеством. Оказывается, это не совсем так. Петрозаводск имеет статус исторического города. Но чтобы называться историческим городом, надо иметь артефакты того века, когда он возник, то есть восемнадцатого. Площадь – резон, чтобы город сохранял этот статус. Она сделана в парижском стиле – солнцеобразная, с лучами. Датский писатель Мартин Андерсен Нексе, увидев ее, сказал, что это уголок старого Веймара. Можно сделать из площади аттрактивный объект. Пароходы сегодня уже не хотят заплывать в Петрозаводск. Мол, что тут смотреть? Кукковку, Древлянку? А, оказывается, есть что.
Музей будет располагаться в трех уровнях, так как отреставрирован дополнительный этаж – цокольное помещение, где будут размещаться отделы минералогии, природоведения. Начало маршрута будет проходить здесь. Основная идея – показать не только культуру края, но и взаимодействие человека и природы.
По плану реконструкции в 1 подъезде здания расположатся администрация, пять залов под сменные выставки и два учебных класса. Во 2 подъезде будут входная зона, рецепция, гардероб, кафе с этнокомпонентным меню. В 3 подъезде – собственно 22 экспозиционных зала.
Продуман вопрос о возможности посещения музея инвалидами – будут сделаны специальные лифты и поручни. Пока в течение 10 лет шли строительные работы, работники музея занимались созданием проекта постоянной экспозиции. На сегодняшний день отреставрированы до 85% экспонатов.
– Получается очень длинный экспозиционный марш, – продолжает Михаил Леонидович. – Меня волновало, в каком зале у меня семиклассник устанет и упадет. Придет же и Петя Петров, и академик, и краевед, и турист. Постоянная экспозиция должна быть доступна и интересна всем. Это как учебник.
Строители компании «Век» почти сделали свое дело, работы по реконструкции и реставрации здания подходят к концу. Теперь слово за музейщиками.
– Михаил Леонидович, постоянная экспозиция делается раз в 30 лет. Что музей планирует представить посетителям?
– Во-первых, в музейном сообществе, и я это могу заявить уверенно, не выращено специалистов. Во-вторых, большие проблемы с хранением экспонатов, нет нормального хранилища, современно оснащенного. Конечно, в условиях кризиса проблемы с финансированием…
В словах директора музея чувствуется, с одной стороны, тревога, поскольку за короткий срок нужно сделать еще очень многое, с другой – надежда на то, что краеведческий музей станет тем островком, где удивительным образом совмещается в едином пространстве прошлое, настоящее и будущее.