Интернет-журнал «Лицей»

Куда ведут «Опасные связи»?

Балетная труппа Музыкального театра возвращается на большую сцену
Сцена из балетаК Международному женскому дню власти обещали сделать подарок – порадовать женщин большим гала-концертом на главной сцене республики, обновленной после капитального ремонта. Артисты Музыкального театра три года ютятся в гостинице «Маски». Увы, открытие театра переносится на лето, но артисты балета уже танцуют на большой сцене – пока в Национальном театре и Дворца культуры «Машиностроитель».
Редкие выступления становятся настоящим праздником для почитателей танцевального искусства. Билеты на балеты Кирилла Симонова покупать надо заблаговременно. И это касается в равной степени и оригинальной постановки «Лебединого озера», которую оценили не только в столице Карелии, но и за пределами республики, и «Опасных связей» – нового спектакля балетмейстера.
 
Признаться, трудно представить себе, как можно языком танца пересказать роман известного французского писателя XVIII века Шодерло де Лакло «Опасные связи». Как, не произнеся ни слова на сцене, передать все хитросплетение интриг? В конце концов, как не запутать зрителя, который хочет знать, кто кому приходится дядей?
Идея Кирилла Симонова поставить с артистами балета свою интерпретацию «Опасных связей» казалась поначалу совершенно безумной, почти неосуществимой. Отправляясь в театр, я на всякий случай пересмотрела фильм Стивена Фрирза с Джоном Малковичем в главной роли. Но, как оказалось, можно было этого и не делать: программка спектакля оказалась снабжена подробным либретто, написанным главным администратором Музыкального театра Николаем Алексеевым. Либретто несколько отличается от романа Лакло: Кирилл Симонов приблизил сюжет к театральной жизни, перенеся действо из загородного замка тети Вальмонта в парижский танцевальный салон, где юные балерины постигают науку служения искусству.
Кирилл Симонов не стремится пересказать содержание романа. Он также не пытается передать эпоху Франции XVIII века. Его балет – это, скорее, попытка создать атмосферу, придуманную писателем. А может быть, даже придумать свою собственную историю, где цинизм и развращенность терпят крах. Не зря же накануне премьеры создатели спектакля так часто повторяли, что хотят говорить со зрителями о любви, хотя в отношениях героев ее и нет. Есть соперничество, предательство, коварство «взрослых» героев виконта де Вальмонта и маркизы де Мертей. И неискушенность, наивность юных любовников Сесиль де Воланж и Кавалера Дансени. Третьей жертвой коварных злодеев стала мадам де Турвель.
Тройка вообще оказалась значимым числом для этой постановке: балет имеет трехактную форму и в итоге три урны с прахом опрокинет маркиза де Мертей, развеяв по ветру их содержимое. В общем, все умерли (или почти все). Сама же победительница этого смертельного поединка оказывается проигравшей – отвергнутой обществом, потерявшей единственную любовь.
В постановке Кирилла Симонова занята практически вся труппа – и новые артисты, только что влившиеся в коллектив, и опытные. В роли тети Вальмонты зрители могут увидеть заслуженную артистку Карелии Ирину Тольскую. Партию молодого кавалера Дансени танцует невероятно гибкий Владимир Варнава.
Кажется, балетмейстер постарался убить всех зайцев разом: в «Опасных связях» изящно сочетаются приемы классического балета и современного танца. Артисты то встают на пуанты, то меняют их на джазовки, и, что самое главное, танцуют с азартом и удовольствием. Может, тому виной и музыкальный фон спектакля, объединивший произведения Арво Пярта, Мориса Равеля и Петра Чайковского.
Балеты Кирилла Симонова – это всегда праздник, феерия, где много золота, мишуры и блестящих стразов. Говорят, только на юбки кордебалета ушло полтора километра специальной сетки. Костюмы были сшиты по эскизам литовской художницы Стефании фон Граурок. А вот одеяние для сцены в красных, черных и золотых тонах придумал художник Максим Симонов, брат балетмейстера.
 
Праздник получился. И это значит, что к выходу на главную сцену республики петрозаводские артисты балета готовы.
 
Фото автора 
 
"Лицей" № 3 2009 

Балет «Опасные связи» можно будет посмотреть 31 марта на сцене Национального театра РК.

Exit mobile version