Интернет-журнал «Лицей»

#Тыжкомпозитор, или Движуха Полины Крышень

Полина Крышень. Фото Марии Голубевой
Полина Крышень. Фото Марии Голубевой

#Культурный_лидер

«Хочу организовать в Петрозаводске фестиваль современной музыки. Интенсив для композиторов в Карелии провести».

В этом проекте Виктория Никитина рассказывает о людях, которые сохраняют и развивают культуру Карелии. Это невозможно без тех, кто не боится брать на себя ответственность, поддерживает творцов и открыт новым идеям.   

Очередной герой проекта — молодой композитор, преподаватель Петрозаводской консерватории Полина Крышень.

Полина Крышень – человек серьезный: член союза композиторов России, член правления Союза композиторов Карелии, старший преподаватель Петрозаводской консерватории, лауреат и дипломант международных и всерооссийских конкурсов.

Однако, если вы встретите Полину на улице Петрозаводска, ничего подобного не заподозрите. Милая молодая девушка, просто, без вычурности, одета. Современный демократичный разумный человек, один из тех, которыми  полны улицы Петрозаводска, Санкт-Петербурга, европейских столиц.

Началась наша беседа с анекдота, рассказанного моей собеседницей.

«Встретились два человека на автобусной остановке. Ждали автобуса вместе, сроднились, разговорились. И вот, в какой-то момент дружеской беседы, один другого спрашивает, а ты кто вообще? Кем работаешь?

— Композитор я..

— Аааа (обиженно), ну ладно, не хочешь — не говори…» 

По распространенному стереотипу композитор – это портрет, на котором обычно изображен внушительный седой мужчина с благородно отстраненным выражением лица. То, что композиторы есть среди нас, а особенно то, что они выглядят, словно простые люди, мозг принимать отказывается.

Полина Крышень стереотипы рушит.  И устраивает в композиторском мире движуху.

– Полина, кто такие современные композиторы?

(Смеется) Современными считают у нас композиторов, которые умерли в прошлом веке. Но вот мы. Я, мои студенты, гениальные современники в разных точках мира. Конечно, профессия композитора  редкая. Для меня, звёзды композиторского небосклона – минималисты Райли, Гласс,  постминималисты  в России – Антон Батагов, Павел Карманов, из зарубежных люблю прибалтов –Вельо Тормис, Арво Пярт. Вообще есть молодые удивительные хоровые композиторы в Прибалтике.

– Есть ли где то на земном шаре, скажем так, композиторская Мекка? Вот вы почему в Петрозаводске?

– Однажды Митя Гальцин (поэт, историк. — Ред.), представляя меня своим друзьям в Санкт-Петербурге, сказал так: «Это Полина. Она из Петрозаводска. Это город, который стоит вокруг консерватории».

Музыкантов в Петрозаводске очень много. Здесь два музыкальных колледжа, сеть музыкальных школ высокого уровня и консерватория. Это уникальный случай, когда в маленьком городе есть все ступени профессионального музыкального образования. Всем этим людям нужно играть, выступать. Им нужны произведения. Значит, им нужны композиторы!

Как-то в грустный период , когда на улицах Петрозаводска особенно неуютно, я подумала: «У нас так всё плохо, что остается только писать музыку». Причем, хочется не только самой писать музыку, а мотивировать других талантливых людей это делать. Мне очень хочется, чтобы музыка стала фишкой города. А консерватория – его прекрасным лицом.

– Музыкантов в Петрозаводске много, а композиторов?

– В Карельском союзе композиторов всего 11 человек.  Самый старший – известный Геннадий Вавилов. Председатель Союза композиторов – замечательная и тоже уже известная Анастасия Сало.  Я вхожу в правление союза, занимаюсь студентами, событиями, то есть как раз движухой. В Союз принимаются только «академики», то есть представители академического (классического) направления музыки. Все члены сдают взносы. А получают от членства в союзе композиторов возможности продвижения творчества: гранты, стипендиальные поддержки,  зал филармонии и другие площадки для организации концертов и прочую помощь.

– Давайте тогда разберёмся, как появляются композиторы?

– Безусловно, к любому  творчеству человек не приходит внезапно. Это рано выявленные способности, поддержка и мотивация умного педагога. Самоопределение. Учеба.
В нашей консерватории по плану  ежегодно предусмотрено только 1 место для студента, в дипломе которого будет написано «Композитор, преподаватель».

Абитуриенты приезжают в Петрозаводск из разных городов, в том числе из Санкт-Петербурга.  Конкуренция высокая. В 2019 году было три абитуриента на одно место. Кто-то из них поступает с багажом знаний и собственных произведений, кто-то с нуля.

Вот, например, раньше теоретики музыкального  колледжа в обязательном порядке проходили курс композиции Александра Белобородова (композитор, преподаватель, профессор консерватории, автор гимна Карелии. — Ред.) и потом поступали в консерваторию уже увереннее.

В последние годы именно Белобородов и руководил в консерватории отделением композиции, я была его ассистенткой. И мы договаривались, что постепенно некоторые обязанности перейдут мне. Его смерть планы наши скомкала. Пришлось браться сходу. Так что моя преподавательская деятельность в консерватории нацелена на студентов-композиторов.

– Вы уже можете о ваших успехах на преподавательском поприще говорить?

– Могу и без ложной скромности. 10 молодых талантов под моим руководством  стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Я стремлюсь выводить композицию из академических стен вовне, в мир. Моя цель  — дать новой музыке возможность звучать повсюду. Без границ.
Вот, например, мы организовали концерт молодых композиторов в пространстве Агрикалча. Я считаю, что концерты в современных модных местах, вне академических стен, дают новый толчок творчеству и повышают градус известности.

Полина Крышень и ее студенты. Фото из личного архива

– Могут ли студенты, молодые композиторы куда-то ездить? Существуют ли специальные композиторские фестивали?

– Конечно! Кстати, консерватория раз в полгода оплачивает студентам творческие поездки. Скромно, но это замечательная возможность. Стараюсь, чтобы ребята хотя бы раз в год куда-то выезжали.

Конкурсов достаточно много в России и Европе. И конечно, в конкурсах участвовать нужно. Это профессиональная оценка. Но конкурсы – это, как правило, только жюри и пустой зал. И да, это  субъективная оценка, как ни крути. А вот на фестивалях живая аудитория, реакция, драйв, без которого вдохновение не живет.

Вот, например, в 2019 году с нашим студентом Данилой Поповым мы были на фестивале «1/8» в Ростове-на-Дону. Этот удивительный фестиваль называется так потому, что в нем изначально принимали участие представители 8 городов, один из которых был как раз из Ростова-на-Дону. Кроме того, это название символизирует и 1/8, как музыкальную длительность, специальный термин.  Я очень рада, что Данила там прекрасно выступил. На фестивале потрясающая энергия! Отдельное спасибо замечательному композитору Вячеславу Ноздрачеву, директору этого фестиваля, за предоставленную возможность.

Есть композиторские школы, летние в том числе, авторские, куда приезжают на имя. Есть композиторские читки в Казани, Новосибирске, других городах. Интенсивы, где две недели занимаешься под руководством опытного композитора.

Главное – стремиться к развитию, вариантов для погружения в профессиональную среду множество.

– А что если человек, даже и талантливый, разочаруется в профессии. Ведь мир материален, молодому композитору, да и его семье, нужно обеспечивать необходимый быт? Может быть такое?

– Конечно! Все люди разные. Один выпускник нашей консерватории сейчас живет в Санкт-Петербурге, трудится в большой компании, не имеющей к музыке никакого отношения. Но я верю, что так или иначе он вернется в композицию.

– К чему вы призываете своих подопечных?

– В музыкальном мире самая большая награда – известность и признание, хотя, на мой взгляд,  совершенно необязательно в мировом масштабе. Я толкаю ребят к самопопуляризации. Ведь у нас не только широкая, но и узкая аудитория не знает современных композиторов.  Значит, надо о себе рассказывать, стремиться к исполнению авторских произведений разными коллективами, в разных городах, странах. Не застывать, не работать в стол.

Со мной перед Новым годом произошел такой волшебный случай. На рождественском концерте центра мужского хорового пения Алексея Умнова я была как мама хориста младшей ступени. То, что мое произведение исполняет мужской хор, я, конечно же, знала, но никогда лично не присутствовала на концерте, где его исполняют. А тут Алексей Юрьевич в разгар концерта представляет меня как композитора и объявляет исполнение моего произведения. Пели божественно. У меня огромный букет эмоций, и все они продуктивные! Так что я знаю, чего желаю моим студентам.  В своем  творчестве молодые композиторы опираются на реальность современную, то есть пишут в духе времени,  для современников, значит надо современников успеть со своей музыкой познакомить.

– О чем мечтает деятельная Полина Крышень, какие планки себе ставит?

– Ооо! Глобально, все мои мысли и устремления ведут к организации собственного фестиваля композиторов. Параллельно хочу организовать в Петрозаводске фестиваль современной музыки.  Интенсив для композиторов в Карелии провести. Буду способствовать творческому общению в любом формате.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы в Петрозаводск почаще, побольше приезжали разные композиторы.
И чтобы петрозаводчане были самыми продвинутыми слушателями в мире музыки. Каждый год – отчетный концерт класса композиции консерватории. У вас есть прекрасная возможность увидеть восхождение новой звезды на музыкальный небосклон! Не упустите эту возможность.

– Полина, случаются ли казусы в вашей работе?

– Да, как и у специалистов разного профиля, на композиторском пути порой встречаются люди, которые ценят себя и обесценивают других. Например, пришел как-то ко мне человек, который решил, что он сочинил нечто гениальное и решил осчастливить союз композиторов собой и своими сочинениями. И вот он мне рассказывает о своем произведении, даже напевает. А я спрашиваю: где,  собственно, музыкальная запись шедевра? Где ноты? А он смотрит на меня укоризненно и говорит «Так ты ж композитор? Ну, и запиши. Я напою».  Так что у нас к популярным #тыжврач, #тыжучитель и #тыжпсихолог оказывается добавляется и #тыжкомпозитор.

Полина Крышень и ее студенты. Фото Марии Голубевой
Exit mobile version