Интернет-журнал «Лицей»

Победить холод и зло. О новогодних спектаклях в петрозаводских театрах

Новогодний спектакль в Театре кукол Карелии. Фото: vk.com/teatr_kukol_karelia
Новогодний спектакль в Театре кукол Карелии. Фото: vk.com/teatr_kukol_karelia

«Для детей надо ставить спектакли круглый год. И, возможно, в какое-то другое время года они будут ещё сказочнее и привлекательнее и запомнятся на всю жизнь».

В дни новогодних каникул мне довелось посмотреть вместе с внуком три спектакля в разных петрозаводских театрах, и захотелось поделиться некоторыми мыслями по их поводу.

В первую очередь отрадно, что театры берутся за проведение детских праздников и включают в них не только игровую программу с традиционными персонажами, но и спектакли. Разумеется, интерактивная часть с зверюшками, хороводами, викторинами, розыгрышами, заданиями востребована и нацелена не только на развлечение, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, навыков общения, содержит элементы просвещения и назидания. А уж слов нет, как важно занять и повеселить детишек, зажатых в дни праздников да при нынешней погоде в стены городских квартир или дач. Но всё же утренники с Дедами Морозами, Снегурочками, зажиганием ёлочки, чтением стихов рано или поздно надоедают, как бы аниматоры ни старались креативно преобразовывать сценарии, взятые, в сущности, из одного источника по первым ссылкам.

Мой третьеклассник, к примеру, наотрез отказался участвовать во всех трёх шоу, зато с огромным интересом посмотрел спектакли. Совершенно очевидно, что ставят новогодние представления в Петрозаводске на высоком профессиональном уровне, так, что спектакли остаются в репертуаре театров и даже могут быть выдвинуты и номинированы в рамках фестивалей и конкурсов.

Так произошло, например, с прошлогодним новогодним спектаклем Национального театра РК «Подарок тролля» (автор и режиссёр Ольга Портретова). Именно этот спектакль сразу вспомнил внук, как только мы оказались перед сценой, подготовленной к новому спектаклю. А когда появились сценические персонажи, стал шёпотом рассуждать, прошлогодние актёры их играют или похожие. А потом – почему злое чудовище прыгает и танцует на сцене вместо того, чтобы сразу сорвать праздник. Если я правильно понимаю, так рождается зритель. А как он будет развиваться дальше, зависит не только от того, как мы будем отвечать на такие детские вопросы, но и что будет предлагать ему театр в дальнейшем.

Пьесы Ольги Портретовой удачно ориентированы на определённый возраст, даже длительность – 40-45 минут — школьный урок, который ребёнок или подросток привычно способен усидеть, не теряя внимания. Применение мультимедийных эффектов, электронных декораций, выходов в зал, модных трендов и словечек, образы роботоподобных злых персонажей-разрушителей – всё это радует современных юных зрителей, привычных к мультфильмам, и придаёт представлениям живость и динамизм. Единственное, услышанное в кулуарах, — хотелось бы больше осторожности в применении дыма, чтобы не навредить нашим деткам, весьма склонным к всевозможным аллергиям: может быть, вместо настоящего придумать какой-либо фотодым?

На фоне технократического мира особенно мило, естественно, в чём-то наивно выглядят смешные герои, так похожие хотя бы внутренне, поступками и поведением, на реальных сверстников. Ещё одно, безусловно, позитивное качество этих коротких новогодних спектаклей – их назидательность. Например, на протяжении всего спектакля этого года последовательно прозвучала мысль: если не дружить, задирать друг друга по пустякам, быть невнимательными друг к другу, то и Новый год может никогда не наступить и будет снова и снова повторяться один и тот же надоевший вчерашний день.

По-настоящему детский театр, в полном смысле слова, – это, разумеется, Театр кукол РК. Чем порадовала постановка этого года? Сказкой из другой северной страны – Норвегии, новым весёлым сюжетом с переодеваниями и путаницей героев, мыслью, что и плотник может стать чудесным подарком. Кстати, плотник — профессия для нынешних детей не очень-то знакомая, а ведь немало востребованная в нашем деревянном, холодноватом и лодочном крае. Красивые декорации, куклы, живые деревья. Разве что матерей обидели каким-то троллеподобным видом. Весёлая музыка, детские интонации – словом, состоявшаяся новогодняя сказка.

В очень серьёзный театр Ad Liberum, славящийся своими философскими спектаклями и образами,  даже вначале не хотела идти с человеком, которому в школе через два года ещё предстоит изучать «Снежную королеву». А вдруг ему будет сложно и скучно, а мне самой уйти ведь явно не захочется… Но так уж получилось попали уже после Нового года и попали в настоящую сказку – от белоснежно-синих декораций до сказочных событий и сказочных героев. Философия, конечно, была, как же без неё возможно Снежане Савельевой и её театру? Но философия, либо понятная детям, либо не мешающая им, а заставляющая думать нас – сопровождающих взрослых.

Непривычная для этого театра многолюдность на сцене – даже тролль в четырёх лицах (потом удивилась, что их играли студенты) – что ж, зло многолико. А от вечного холода даже безобидная старуха может стать похожей на чудовище. Королева с горделивой усмешкой приказывает называть себя баронессой – почему? То ли хочет выглядеть более демократичной, то ли чует опасность, то ли маскирует себя, то ли просто рисуется? Озорные воспитанные дети – воспитанные любовью бабушки. Так и не повзрослевшие толком королевские дети, да и сам король, живущие в мире условностей. Невоспитанная маленькая разбойница, невольно творящая добро, вызывает сочувствие и нестерпимое желание как-то исправить её жизнь – текст, что ли, переписать? Сам Сказочник порой до обидного бессилен чем-то помочь своим героям. Зато в конце озвучивает обретённую по ходу действия мудрость: только вместе мы – сила, способная победить холод и зло.

Образ бездушного меркантильного коммерсанта, чуждого чувств и эмоций, ценящего только деньги, выгодные торговые операции, конечно, сегодня куда более актуален и даже понятен и неприятен, чем старушка, закопавшая в землю розы ради приобретения девочки. И, кстати, вошёл этот образ в пьесу по мотивам сказки Андерсена достаточно органично именно в связи с розами.

 

Да, я-то не зря провела эти дневные часы в залах наших театров. А что же тот, ради кого всё организовано было? Уффф! – сказал, что было интересно и весело. А на вопрос, какой спектакль понравился больше всего, услышала следующее: «А больше всего мне понравился спектакль, который я мечтал бы посмотреть ещё раз, но это, видимо, будет не скоро. Это «Бременские музыканты». Вот это самый интересный спектакль!»

Нет, я совсем не о том, что новогодние представления не так удались. Я о том, что для детей надо ставить спектакли круглый год. И, возможно, в какое-то другое время года они будут ещё сказочнее и привлекательнее и запомнятся на всю жизнь, и ещё не раз позовут по сложившейся привычке прийти в театр с друзьями, с любимыми, с семьями… Ну, вы меня, думаю, поняли.

Exit mobile version