«Фестиваль в этом году прошел очень хорошо. Потребовалось совсем немного времени, чтобы продать билеты, – такая востребованность у зрителей много значит для нас».
17 октября балетом Музыкального театра «Золушка» закрывается фестиваль «Золотая Маска» в Петрозаводске и Костомукше. В этом году в его афишу вошли спектакли Российского академического Молодежного театра и Центра драматургии и режиссуры, а также Театра кукол Республики Карелия и Музыкального театра Карелии.
Проект в Петрозаводске проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза театральных деятелей Российской Федерации.
В 2019 году Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» отмечает 25-летие. «Золотая Маска» – не только самая престижная российская награда в области театрального искусства, но и настоящий культурный институт. Невозможно переоценить ее вклад в решение задач, важных для развития театра. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время прошло более 120 проектов в 52 городах.
Этой осенью в седьмой раз «Золотая Маска» представляет свою программу в Карелии. На наши вопросы ответила руководитель региональных проектов «Золотой Маски» Наталья Яневская.
– 25-летие Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» – важная дата для всех театров, которые принимают в ней участие. Для Музыкального театра Карелии тем более, потому что уже седьмой раз фестиваль работает в Петрозаводске, и театр является партнером фестиваля. Что означает для вас такое сотрудничество?
– Музыкальный театр Республики Карелия – многолетний и надежный партнер фестиваля «Золотая Маска». Мы рады приезжать в Петрозаводск и рады встречать Музыкальный театр в Москве, когда его спектакли становятся номинантами премии. Это постоянное партнерство обернулось уже просто дружбой, творческой и человеческой. Это крайне значимо, когда ты уверен в партнере, когда у вас общие цели и задачи, вы разговариваете на одном языке. Абсолютное понимание еще на этапе формирования афиши, когда ты что-то предлагаешь и видишь в ответ живой интерес. И открытость новому, если предложен какой-то сложный, не очевидный для города вариант, и в обсуждении мы приходим к общему решению: да, было бы важно показать какой-то спектакль именно сейчас, именно этому зрителю. За прошедшие семь фестивалей сложилось взаимное понимание всех служб, всех сотрудников, уверенность и спокойствие за наш совместный проект.
– Помните ли вы ваши первые гастроли в Петрозаводске в 2010 году? Они начались сразу с приезда таких величин, как Театр под руководством Олега Табакова и «Мастерская П.Н. Фоменко». Насколько это было сложно, и что изменилось с тех пор?
– Мы привезли тогда такие разные спектакли – «Семейное счастие» Петра Фоменко, «Старший сын» и «Волки и овцы» Константина Богомолова. Это была абсолютно полярная афиша, но нам хотелось заинтересовать совершенно разного зрителя – и того, кто ждал каких-то экспериментов, нового прочтения, и того, кто ориентирован на классические постановки: «Семейное счастие» – без преувеличения легендарный спектакль. Конечно, когда приезжаешь куда-то в первый раз, всегда переживаешь, насколько фестивальная программа будет востребована публикой, насколько вы по рабочему ритму совпадете с принимающими партнерами. Это было прощупывание почвы – как все пройдет.
С каждым годом принцип стилевого разнообразия при не очень большой, по разным причинам, афише только укреплялся. Мы всегда стараемся привозить и классические спектакли, и актуальные постановки. Среди последних можно вспомнить и современные балеты Начо Дуато из Михайловского театра, и постановки по современным пьесам Российского академического Молодежного театра, и спектакль Московского театра им. А. С. Пушкина «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. Мы нашли, как нам кажется, в Петрозаводске своего зрителя, который идет не только на звездные имена, хотя в спектаклях фестиваля часто заняты известные артисты, но и стремится к новому актуальному театральному искусству. К тому же здесь у нас есть счастливая возможность дополнять афишу спектаклями петрозаводских театров, номинантами и лауреатами «Золотой Маски».
– Балет Музыкального театра Карелии «Золушка» закрывает фестиваль в Петрозаводске 17 октября, а затем едет в Ижевск, где этот фестиваль пройдет впервые. В 2016 году в рамках «Золотой Маски» балет был показан в Череповце. Для театра это честь – попасть в обойму «золотомасочных» спектаклей…
– Все спектакли, ставшие участниками региональных программ «Золотой Маски», отмечены экспертами фестиваля. Они либо вошли в Long List премии – список самых заметных премьер сезона, либо стали ее номинантами или лауреатами. Мы уверены в качестве отобранных спектаклей, и замечательно, если появляется возможность познакомить с ними жителей сразу нескольких городов. В первую очередь это касается недавних премьер – мы спешим привезти спектакль, пока он не утратил свей актуальности.
– Насколько, по вашему опыту, отличается прием балета и вообще музыкального спектакля в театрах, имеющих свой музыкальный театр, как Ижевск, и не имеющих, как Череповец?
– Конечно, когда есть зритель, знакомый с музыкальным театром, это априори дает другое восприятие постановки. Когда ты впервые показываешь балет в городе, где нет подготовленной публики, в этом есть определенный вызов и для театра, и для зрителя. Здесь стоит отметить, что в том же Череповце часто проходят гастроли танцевальных коллективов, но «Золушка» стала первым масштабным музыкальным спектаклем, показанным в городе, с яркой нестандартной современной хореографией Кирилла Симонова. И в итоге спектакль был принят очень хорошо, несмотря на то что от балета часто ждут большей консервативности и балерин в пачках. Но тогда в Череповце по реакции зала стало понятно, что этот «рубеж взят».
Подобные инициативы только тогда приносят какой-то результат, когда получают свое продолжение и дальнейшее развитие. И когда в 2017 году «Золотая Маска» привезла в Череповец другой балет Музыкального театра Карелии – «Ромео и Джульетта», – зрители пришли на этот спектакль уже с другими ожиданиями. И для «Золотой Маски» эта миссия – знакомства с новыми жанрами, с современным театром – не менее важна, чем показ классических и легендарных спектаклей.
– По какому принципу выбираются города для программы «Лучшие спектакли в городах России»?
– Для проведения региональных фестивалей «Золотой Маски» в том или ином городе есть разные причины. Есть давние прочные связи с какими-то городами – как, например, с Омском, Новосибирском, Петрозаводском и другими. В таких городах наши постоянные партнеры заранее, в перспективе будущего сезона, начинают обсуждение с нами возможной афиши, ищут источники финансирования. Есть компании-партнеры, которые заинтересованы внести вклад в развитие культурной жизни региона, они выступают инициаторами и поддерживают наши проекты в городах России, как компания «Северсталь» в Петрозаводске и Костомукше. Есть какие-то города, где мы сами обращаемся к региональным властям с предложением провести фестиваль или становимся участниками масштабных федеральных программ. Так, совсем недавно прошли фестивали в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в рамках федеральной программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке.
– А как вы выбираете спектакли для того или иного города?
– В этом выборе играют роль самые разные факторы. Составляя будущую афишу из спектаклей, отмеченных экспертами «Золотой Маски», мы стараемся учитывать и подготовленность публики, ее ожидания, и технические возможности принимающих площадок, и гастрольный график самих театров-участников.
– Уже обсуждается афиша следующего года. Будет ли в ней Карелия? Можно ли уже сказать что-то конкретное о программе 2020 года?
– Конечно же, обсуждение уже идет, но, пока оно не закончено, не хочется говорить о конкретных планах. Хотя уже можно сказать, что «Золотая Маска» в 2020 году вновь отправится в Костомукшу.
– Фестиваль 2019 года в Петрозаводске подходит к концу. Как вы можете его оценить?
– Мне кажется, фестиваль в этом году прошел очень хорошо. Потребовалось совсем немного времени, чтобы продать билеты, – такая востребованность у зрителей много значит для нас. Приятно приезжать туда, где ждут «Золотую Маску» и ценят хороший театр.
Фото Виталия Голубева и из архива Музыкального театра