Дом актёра, Культура

«Золотая Маска»: «Мы нашли в Петрозаводске своего зрителя»

"Золушка". Сцена из балета Музыкального театра Карелии
«Золушка». Сцена из балета Музыкального театра Карелии

«Фестиваль в этом году прошел очень хорошо. Потребовалось совсем немного времени, чтобы продать билеты, – такая востребованность у зрителей много значит для нас».

17 октября балетом Музыкального театра «Золушка» закрывается фестиваль «Золотая Маска» в Петрозаводске и Костомукше. В этом году в его афишу вошли спектакли Российского академического Молодежного театра и Центра драматургии и режиссуры, а также Театра кукол Республики Карелия и Музыкального театра Карелии.  

В 2019 году Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» отмечает 25-летие. «Золотая Маска» – не только самая престижная российская награда в области театрального искусства, но и настоящий культурный институт. Невозможно переоценить ее вклад в решение задач, важных для развития театра. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время прошло более 120 проектов в 52 городах.

Этой осенью в седьмой раз «Золотая Маска» представляет свою программу в Карелии. На наши вопросы ответила руководитель региональных проектов «Золотой Маски» Наталья Яневская.

Директор Музыкального театра Карелии Елена Ларионова (слева) и Наталья Яневская
Директор Музыкального театра Карелии Елена Ларионова (слева) и Наталья Яневская

– 25-летие Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» – важная дата для всех театров, которые принимают в ней участие. Для Музыкального театра Карелии тем более, потому что уже седьмой раз фестиваль работает в Петрозаводске, и театр является партнером фестиваля. Что означает для вас такое сотрудничество?

– Музыкальный театр Республики Карелия – многолетний и надежный партнер фестиваля «Золотая Маска». Мы рады приезжать в Петрозаводск и рады встречать Музыкальный театр в Москве, когда его спектакли становятся номинантами премии. Это постоянное партнерство обернулось уже просто дружбой, творческой и человеческой. Это крайне значимо, когда ты уверен в партнере, когда у вас общие цели и задачи, вы разговариваете на одном языке. Абсолютное понимание еще на этапе формирования афиши, когда ты что-то предлагаешь и видишь в ответ живой интерес. И открытость новому, если предложен какой-то сложный, не очевидный для города вариант, и в обсуждении мы приходим к общему решению: да, было бы важно показать какой-то спектакль именно сейчас, именно этому зрителю. За прошедшие семь фестивалей сложилось взаимное понимание всех служб, всех сотрудников, уверенность и спокойствие за наш совместный проект.

– Помните ли вы ваши первые гастроли в Петрозаводске в 2010 году? Они начались сразу с приезда таких величин, как Театр под руководством Олега Табакова и «Мастерская П.Н. Фоменко». Насколько это было сложно, и что изменилось с тех пор?

– Мы привезли тогда такие разные спектакли – «Семейное счастие» Петра Фоменко, «Старший сын» и «Волки и овцы» Константина Богомолова. Это была абсолютно полярная афиша, но нам хотелось заинтересовать совершенно разного зрителя – и того, кто ждал каких-то экспериментов, нового прочтения, и того, кто ориентирован на классические постановки: «Семейное счастие» – без преувеличения легендарный спектакль. Конечно, когда приезжаешь куда-то в первый раз, всегда переживаешь, насколько фестивальная программа будет востребована публикой, насколько вы по рабочему ритму совпадете с принимающими партнерами. Это было прощупывание почвы – как все пройдет.

С каждым годом принцип стилевого разнообразия при не очень большой, по разным причинам, афише только укреплялся. Мы всегда стараемся привозить и классические спектакли, и актуальные постановки. Среди последних можно вспомнить и современные балеты Начо Дуато из Михайловского театра, и постановки по современным пьесам Российского академического Молодежного театра, и спектакль Московского театра им. А. С. Пушкина «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. Мы нашли, как нам кажется, в Петрозаводске своего зрителя, который идет не только на звездные имена, хотя в спектаклях фестиваля часто заняты известные артисты, но и стремится к новому актуальному театральному искусству. К тому же здесь у нас есть счастливая возможность дополнять афишу спектаклями петрозаводских театров, номинантами и лауреатами «Золотой Маски».

– Балет Музыкального театра Карелии «Золушка» закрывает фестиваль в Петрозаводске 17 октября, а затем едет в Ижевск, где этот фестиваль пройдет впервые. В 2016 году в рамках «Золотой Маски» балет был показан в Череповце. Для театра это честь – попасть в обойму «золотомасочных» спектаклей…

– Все спектакли, ставшие участниками региональных программ «Золотой Маски», отмечены экспертами фестиваля. Они либо вошли в Long List  премии – список самых заметных премьер сезона, либо стали ее номинантами или лауреатами. Мы уверены в качестве отобранных спектаклей, и замечательно, если появляется возможность познакомить с ними жителей сразу нескольких городов. В первую очередь это касается недавних премьер – мы спешим привезти спектакль, пока он не утратил свей актуальности.

– Насколько, по вашему опыту, отличается прием балета и вообще музыкального спектакля в театрах, имеющих свой музыкальный театр, как Ижевск, и не имеющих, как Череповец?

– Конечно, когда есть зритель, знакомый с музыкальным театром, это априори дает другое восприятие постановки. Когда ты впервые показываешь балет в городе, где нет подготовленной публики, в этом есть определенный вызов и для театра, и для зрителя. Здесь стоит отметить, что в том же Череповце часто проходят гастроли танцевальных коллективов, но «Золушка» стала первым масштабным музыкальным спектаклем, показанным в городе, с яркой нестандартной современной хореографией Кирилла Симонова. И в итоге спектакль был принят очень хорошо, несмотря на то что от балета часто ждут большей консервативности и балерин в пачках. Но тогда в Череповце по реакции зала стало понятно, что этот «рубеж взят».

"Золушка". Сцена из балета Музыкального театра Карелии
«Золушка». Сцена из балета Музыкального театра Карелии
"Золушка". Сцена из балета Музыкального театра Карелии
«Золушка». Сцена из балета Музыкального театра Карелии

Подобные инициативы только тогда приносят какой-то результат, когда получают свое продолжение и дальнейшее развитие. И когда в 2017 году «Золотая Маска» привезла в Череповец другой балет Музыкального театра Карелии  – «Ромео и Джульетта», – зрители пришли на этот спектакль уже с другими ожиданиями. И для «Золотой Маски» эта миссия – знакомства с новыми жанрами, с современным театром – не менее важна, чем показ классических и легендарных спектаклей.

– По какому принципу выбираются города для программы «Лучшие спектакли в городах России»?

– Для проведения региональных фестивалей «Золотой Маски» в том или ином городе есть разные причины. Есть давние прочные связи с какими-то городами – как, например, с Омском, Новосибирском, Петрозаводском и другими. В таких городах наши постоянные партнеры заранее, в перспективе будущего сезона, начинают обсуждение с нами возможной афиши, ищут источники финансирования. Есть компании-партнеры, которые заинтересованы внести вклад в развитие культурной жизни региона, они выступают инициаторами и поддерживают наши проекты в городах России, как компания «Северсталь» в Петрозаводске и Костомукше. Есть какие-то города, где мы сами обращаемся к региональным властям с предложением провести фестиваль или становимся участниками масштабных федеральных программ. Так, совсем недавно прошли фестивали в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в рамках федеральной программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке.

– А как вы выбираете спектакли для того или иного города?

– В этом выборе играют роль самые разные факторы. Составляя будущую афишу из спектаклей, отмеченных экспертами «Золотой Маски», мы стараемся учитывать и подготовленность публики, ее ожидания, и технические возможности принимающих площадок, и гастрольный график самих театров-участников.

– Уже обсуждается афиша следующего года. Будет ли в ней Карелия? Можно ли уже сказать что-то конкретное о программе 2020 года? 

– Конечно же, обсуждение уже идет, но, пока оно не закончено, не хочется говорить о конкретных планах. Хотя уже можно сказать, что «Золотая Маска» в 2020 году вновь отправится в Костомукшу.

– Фестиваль 2019 года в Петрозаводске подходит к концу. Как вы можете его оценить?

– Мне кажется, фестиваль в этом году прошел очень хорошо. Потребовалось совсем немного времени, чтобы продать билеты, – такая востребованность у зрителей много значит для нас. Приятно приезжать туда, где ждут «Золотую Маску» и ценят хороший театр.

 

Фото Виталия Голубева и из архива Музыкального театра