Интернет-журнал «Лицей»

Путь к покаянию. О спектакле «Голомяное пламя»

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой
Сцена из спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой

В Национальном театре Карелии вчера состоялась долгожданная премьера спектакля «Голомяное пламя» по мотивам романа известного карельского писателя Дмитрия Новикова.

Новиков – мастер слова, стиля. Пьесу на основе его романа написала петербургская писательница и сценарист  Ольга Погодина-Кузмина. По правде сказать, я вообще не представляла, как по такому роману можно написать сценарий и еще меньше представляла, как из пьесы создать спектакль. 

Постановка превзошла все мои ожидания. Конечно, я не специалист, не театральный критик, а обычный зритель, но спектакль меня увлек полностью. Смотрела не премьерный спектакль, а прогон и тем не менее уверена, что постановка Андрея Дежонова и питерского художника-постановщика Олега Молчанова – большая удача. Атмосферу спектакля определили сценография, работа художника по свету Евгения Ганзбурга и невероятные пластические решения Александра Козина — без них спектакль трудно представить. Всё вместе, включая музыкальное оформление Александра Леонова и Ольги Гайдамак, сделали спектакль, на мой взгляд, событием. 

Некоторые сцены просто потрясли, например, ловля семги. Артистки создали удивительный образ семги, бьющейся в сетях. Сцена в бане – ну полное ощущение парной! А попытка расстрела дедом Григория своей жены, данная практически без слов, где каждое движение несчастной кричит о страхе, боли, покорности судьбе (артисты Вячеслав Поляков и Лада Карпова)! В романе это сильная сцена, но и в спектакле она удалась. А как решена сцена с потоплением баржи! Для меня, зрителя, это шедевры.

Создание такого сложного спектакля возможно только при наличии талантливой труппы, которой любая задача по плечу.  Алексей Белов был органичен и убедителен в роли главного героя Григория и даже чем-то похож на автора романа Дмитрия Новикова. Единственный герой, который показался статичным и не получившим никакого развития,  – это образ святого Варлаама Керетского (Сергей Лавренов), хотя в романе на нем многое завязано. В спектакле Варлаам выглядел застывшей мумией. А ведь то был страстный человек, много испытавший и переживший, прежде чем стать святым. 

Считаю спектакль удавшимся не только по формальным решениям, но и по идее. Главный герой в результате всех испытаний, переосмыслив свою жизнь, приходит к покаянию. В этом огромный смысл для каждого, кто смотрит спектакль.

Думаю, такой спектакль можно на любой театральный фестиваль заявить, даже на «Золотую маску».

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version