Еще один отклик на премьеру спектакля «Голомяное пламя» по мотивам романа Дмитрия Новикова в Национальном театре Карелии.
Север, магия ветра, прозрачность воздуха, непредсказуемость холодной солёной воды. Суровые женщины и молчаливые мужчины. Суеверия и кресты подпирают друг друга. В самом скромном цветке несгибаемая жизнь. Здесь тебя проверяют на прочность и очищают, снимая красочные слои до настоящего цвета дерева, и тут же присыпают его серебром.
Хочешь на Север, подумай — потянешь ли, примет ли он тебя.
В одноименном спектакле Национального театра по роману Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» Север — настоящий, без рекламных заманух. Русский Север. Поморский. С очень сильными метафорами, особым языком сказанный. Вроде все просто, понятно, чисто и честно, но надо приладиться к этому языку, прислушаться. Тогда истина откроется, найдётся человеческий смысл.
Роман Дмитрия Новикова я прочла давно. Сильнейшее впечатление. Очень мужская проза. Соленый правильный мир. Никаких завитушек. Рубленый. После такой книги на мужчин смотришь другими глазами, в мире, где в полном смысле надо физически выживать, роль у мужчины первая, и это не обсуждается. Поморка выходит вперёд, если мужчины не стало.
Удивительно, как сценаристу Ольге Погодиной-Кузьминой удалось уложить мощное это произведение в формат двухактного спектакля. Она гармонично, бережно вытянула основную линию главного героя — возвращения вкуса жизни. Через боль истории рода, физическое преодоление, выживание в настоящей природе. Легенда о святом Варлааме в спектакле получилась опорной, местами зеркальной истории главного героя.
Пластика спектакля — удивительное выразительное средство. Восхищает физическая форма актеров, никаких усилий, все естественно, поэтому им нетрудно превратиться в серебристый поток семги. Точность в пластике сцен избиения, бани, танцев в клубе…. Пластика поставлена Александром Козиным. Великолепно. Точно. Сильно.
Режиссёр Андрей Дежонов нашёл потрясающие решения очень сложных сцен. Дух спектакля, погружение актеров в материал — это его заслуга. Декорации, придуманные режиссером вместе с художником-постановщиком Олегом Молчановым, мультифункциональные, простые, дополняющие спектакль каждым штрихом. Я ещё не видела на сцене театра вертикальной лодки, когда дух захватывает и понимаешь, что ты, немой зритель, видишь героев глазами Бога.
Музыкальная палитра собрана Александром Леоновым в сдержанных, точных красках. Если приглядеться, можно понять, что Ксения Ширякина поёт вживую, и это предмет особых восторгов. В формате спектакля музыка и песни — канва для существования героев, причудливого узора их жизней. Будто ковёр из мха, наполняющий атмосферу спектакля, а не оттягивающий на себя внимание.
Я сидела в середине зала и видео на стенах забирало в действие, захватывало до растерянности, погружало в историю с головой.
Уникальная постановка, все словно слилось в моменте: добротный материал современного карельского прозаика, пик формы труппы Национального театра, постановочная команда, передовой директор Ирина Шумская.
Счастье, что мы оказались в этом моменте, что увидели прекрасный спектакль, в котором каждый зритель может найти опору, жизненный смысл.
И знаете что, если вы придёте без лукавства, не за развлечением, а за честными сильными впечатлениями, то сможете и на свою жизнь посмотреть с правильной стороны. Тогда вдруг и над вашей головой засияет голомяное пламя — радуга.
Источник: vk.com/nika.vitina