Фильм «Две женщины» Веры Глаголевой снят по мотивам повести Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Публикуем отзыв о ленте петрозаводского литературоведа Тамары Ивановой.
Чем меня покорил этот фильм? Фильм отличает органический синкретизм, где воистину «перекликаются звук, запах, форма, цвет» (Шарль Бодлер, «Соответствия»). В составе актёрского ансамбля Рэйф Файнс (Великобритания), Анна Астраханцева, Лариса Малеванная, Александр Балуев, Василий Мищенко, Сергей Юшкевич (Россия). Вместе с мастерами в фильме снимались начинающие актёры — Никита Волков, для которого «Две женщины» стали кинодебютом, и Анна Леванова, знакомая зрителям по сериалу «Институт благородных девиц», Сильвии Тестю (Франция), Бернд Мосс (Германия). Все они не просто великолепны и выразительны , но благодаря умной, талантливой работе режиссёра Веры Глаголевой, оператора Гинтца Берзиньша (Литва), композитора Сергея Баневича (Санкт-Петербург) создают завораживающее полотно уже не столько на экране, но, кажется, воочию в жизни; оно созвучно тексту И.С. Тургенева.
Игра взглядов, недоговорённые фразы, столкнувшиеся в немом вопросе и тут же опущенные взоры, отчаянные жесты и нежно-бережные прикосновения на фоне как будто льющейся из души музыки, мягкая гамма и точное соответствие костюму и предмету XIX века, полотно завораживающего летнего разнотравья милой средней полосы России, её восходы, закаты, яркое солнце, очищающий летний дождь — всё это в картине от первого до последнего кадра продумано, выверено, найдено на радость зрителю. И русское поле, и русская усадьба — уже сами по себе полнокровные образы, а не просто фон в картине. Фильм снимался в имении композитора Михаила Глинки Новоспасское Смоленской области.
Пьеса «Месяц в деревне» (впервые опубликована в журнале «Современник», 1855 г., впервые поставлена в Москве на сцене Малого театра в 1872 г.) совсем не простой материал для того, чтобы держать зрителя в напряжении, заставить поверить в происходящее, не дать ему возможности отвлечься в забытьи потому, что в ней главное происходит не во вне, а внутри человеческих душ и сердец, в ней нет резко выписанных крупных характеров, яркого драматизма и острого комизма. В ней есть то, что впоследствии в драматургии А.П.Чехова назовут «подводным течением», но впервые в русской драматургии эту специфическую особенность драмы откроет именно И.С.Тургенев пьесой «Месяц в деревне».
В этой пьесе нет привычного для русской драматургии середины XIX века деления героев на положительных и отрицательных, поэтому сила драматического действия, которую демонстрируют актёры, в умении донести до зрительских сердец их боль, радость, надежду на счастье и отчаяние от невозможности его обретения.
Поражает английский актёр Рэйф Файнс: с первого появления на экране нельзя оторвать взгляд от его глаз, улыбки, в которой пронзительная боль, скромная надежда на ожидаемое счастье и многое-многое другое. При минимуме действий с первых кадров он магическим образом приковывает внимание зрителя и уже не отпускает его, покоряя именно благородной сдержанностью, умным обаянием, невозможной любовью в силу обстоятельств в старшую из двух женщин, которая видит в нём лишь друга дома, хотя чувствует его любовь и радуется ей, по-женски гордится ещё одной жертвой своей красоты и отталкивает-привлекает его одновременно (Анна Астраханцева – достойный партнёр в этом дуэте). Нам всем в наш рационально суетный и жёсткий век так не хватает любви и нежности в отношениях мужчины и женщины.
Во время обсуждения (фильм был показан участникам международной Тургеневской конференции. — Ред.) мы узнали, как актёр овладевал русским языком, сколько сил приложил, стремясь к ювелирной точности быть русским персонажем, а не ряженым в русские одежды. Такая работа не может не вызывать восхищения, заставляет и другого стремиться к совершенству.
Хочется отдать должное Александру Балуеву, его герой не так много места занимает на экране, однако веришь, что именно этот человек из породы людей, умеющих делать дело с радостью, понимать и отстаивать непреходящие ценности в любых обстоятельствах жизни, будь его отношения с матерью, женой или другом дома, любящим его жену, либо с окружающими, менее значительными лицами.
Актёрский ансамбль и творческая группа фильма «Две женщины», прежде всего благодаря режиссёру В.В. Глаголевой, достигли высшей цели: картина убеждает в том, что подлинное искусство всегда современно и необходимо людям. Вера Глаголева возрождает то направление в кино, которое заставляет биться сердце и даёт материал для раздумий.
Когда по окончании фильма в зале зажёгся свет, раздались аплодисменты, в их звучании уже была слышна не просто обязательная интонация вежливой благодарности, а искренняя радость, что фильм удался, что он не обманул ожидания присутствующих. Среди участников просмотра были люди, не просто искренне любящие творчество Тургенева, но те, кто посвятил служению писателю немало лет в научной и преподавательской вузовской работе, сотрудники фондов музеев и библиотек. То есть зрителями стали профессионалы, заинтересованные, чтобы имя Тургенева, его пьеса, перенесённая на экран, в иной вид искусства, осталась подлинным шедевром русского классика сегодня, тем более что приближается 2018 год – год двухсотлетия со дня рождения писателя.
На мой взгляд, всей творческой группе, создавшей фильм, это удалось. Зрители после определённого волнения ощутили радость: «Молодцы!». Выступления присутствующих отличало редкое единодушие в оценках.
P.S. В рамках подготовки к празднованию 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева совместно с Государственным музеем им. А.С. Пушкина, Государственным литературным музеем и Институтом мировой литературы им. М. Горького провели Международную научную конференции «И.С. Тургенев в современном мире: Тургеневские мифологемы и коды «. Организаторы Международной научной конференции предложили обсудить следующий круг вопросов: мифологемы и литературные коды – общетеоретические подходы; использование мифологем и кодов в классической и современной литературе; тургеневские мифологемы и коды: Муму, тургеневская девушка, отцы и дети, первая любовь, дворянское гнездо, дым, нигилист, лишний человек и др.; Тургенев в восприятии наших современников.
Конференция проходила на трёх площадках — в Библиотеке-читальне им. И.С.Тургенева, Государственном музее им. А.С. Пушкина (Музей И.С.Тургенева на Остоженке), Государственном литературном музее.
Своеобразие Тургеневской конференции в Москве заключалось в том, что все культурные мероприятия, продуманные и подготовленные организаторами, были неотъемлемо связаны с именем и творчеством писателя: состоялись «Антиюбилей» режиссёра Б.Н. Голубицкого; круглый стол-встреча с писателем В.В. Ерофеевым и специальный показ фильма «Две женщины» по пьесе И. С.Тургенева «Месяц в деревне».
Б.Н.Голубицкий за четверть века работы в Орловском государственном драматическом театре имени И.С.Тургенева поставил не один десяток спектаклей по произведениям классика, становившихся событием театральной жизни России. Режиссёр, как справедливо отмечали критики и театральная общественность и в чём убедились участники конференции, таким образом превратил театр в подлинную творческую лабораторию по творческому переосмыслению русской классики.
Напряжённое ожидание, вызванное заметкой В.В. Ерофеева «Несвоевременный Тургенев», пронизанной сарказмом не столько по отношению к классику, сколько неприятием казённо-чиновничьего чествования И.С. Тургенева, сменило чувство благодарности писателю, нашему современнику, в словах которого звучало неподдельное уважение к личности и творчеству И.С. Тургенева, понимание, сколь необходим мудрый и гармоничный Тургенев в мире хаоса и дисгармонии. В заключение присутствующие высказали немало ценных советов, как превратить юбилей из формального и официозного в праздник человечности, добра и красоты.