Кино

Наш киноклуб: «Антон тут рядом»

www.filmz.ru
Кадр из фильма

Любой человек на самом деле — Другой. Фильм Любови Аркус о мальчике-аутисте называют третьим видом кинематографа.

 

Этой осенью на Первом канале состоялась премьера фильма «Антон тут рядом». Главный редактор киноведческого журнала «Сеанс» Любовь Аркус четыре года назад прочла сочинение мальчика-аутиста о людях. С тех пор она стала частью жизни Антона, а сам мальчик — героем ее собственного, только что смонтированного фильма.

Работа встретила тёплый приём критиков, отмечающих, что это не только «поразительное кино», «настоящий фильм», но и «какой-то новый, третий вид кинематографа». Этот третий вид кинематографа только за 2012 год получил несколько серьезных наград. Так, в Абу-Даби он был признан лучшей документальной дебютной работой на международном кинофестивале. В декабре 2012 года фильм получил премию «Белый слон»имени М. Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Приз «Новой газеты»»За непотерянное время»завершил 12 год, а уже в новом году фильм вновь отметили — на этот раз премией «Золотой орёл»за Лучший неигровой фильм.

 

Сильное кино, вписанное в реалии современной России. Кино, в котором нет вымысла, а только правда, от которой становится порой невыносимо больно. Этот фильм нужно не только смотреть, о нем нужно думать и рассуждать.

 

Отважилась на это Анна Резников, автор «Лицея»:

— Хочу рассказать о документальной ленте «Антон тут рядом», которую рекомендую к просмотру.

Этот фильм для меня знаковый. Из тех, к которым не раз возвращаются. Режиссер картины, редактор киноведческого журнала «Сеанс» Любовь Аркус, подчеркивала, что хотела снять простой и понятный каждому фильм, без скрытых подтекстов. Так и вышло. Каждая минута фильма оправдана и дает нить для понимания будущих событий. Но при этом смотреть эту ленту — труд. В ней нет клипового мелькания, эффектных сцен. Как нет и страстей, истерии. Это фильм-размышление — об инаковости, о ближних, о самом себе.

Человек с аутизмом — не человек с ампутированной ногой. Сложно понять, в чем его проблема, тем более что болезнь многогранна. Аутисты могут быть очень непохожи друг на друга. Пожалуй, единственное, что их объединяет, это большая потребность в любви. И если они ее лишаются, то оказываются на дне холодного каменного колодца.

Все родители не вечны. Место, куда в России определяют взрослых аутистов, иначе как адом не назовешь. Это психоневрологический интернат, где практически всех держат на нейролептиках и где на 90 человек предусмотрены две нянечки.

Фильм Любови Аркус — об аутисте Антоне, мама которого угасает от рака и не может быть рядом с сыном. Режиссер — так сложились обстоятельства — оказывается вовлечена в эту историю. Четыре года она вместе с друзьями и коллегами пробивает головой потолок, напрягает связи, чтобы пристроить молодого человека. Что из этого выходит, и рассказывает фильм, приводя к важной мысли. Систему помощи особым людям нужно срочно менять. На содержание инвалидов в интернатах тратятся приличные государственные средства. Их стоит пускать на другие способы устройства больных людей. Например, на создание общинных центров. На Западе существует множество деревень, где люди с синдромом Дауна и другими заболеваниями живут и трудятся под присмотром наставников и помощников.

Вторая линия фильма — о том, что в любом из нас живет аутист. Когда осознаешь это, легче понять других, обреченных на интернатовский ад сотен тысяч россиян. Впечатляют примеры, которые приводит в своем интервью Авдотья Смирнова, режиссер и сценарист, создательница фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход». По ее словам, в России олимпийский чемпион Майкл Фелпс сидел бы в интернате — он диагностированный аутист. Как и Билл Гейтс, и больше 20 процентов сотрудников «Майкрософта», режиссер Вуди Аллен и многие другие.

Каждый человек был аутистом в тот или иной момент жизни. Этой мысли режиссера Аркус вторит и аутист Уильям Стиллман, автор нескольких книг о разных формах аутизма, консультант по пониманию аутичных детей и взрослых. Он пишет в статье:
«Все мы могли испытывать неврологические сбои в результате которых теряли контроль над моторикой, у всех бывали «короткие замыкания» в мозгу».

В одном из интервью режиссер Любовь Аркус подчеркивает:

«Любой человек на самом деле — Другой. Я абсолютно убеждена, что в каждом человеке есть Антон. Когда я говорю про нераздельное целое, я имею в виду, что все эти люди живут внутри нас. Я говорю об аутистах, но это можно сказать про любого человека с ограниченными возможностями. Каждый из нас в чем-то ограничен, иногда трагически. Каждый из нас в чем-то переизбыточен. Надо делиться и взаимодействовать».

Из сочинения «Люди» героя фильма Антона:

«Люди бывают добрые, веселые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают. Смешливые, барные. Красные. Короткие. Женщины бывают добрые, говорящие».

«Антон тут рядом»

Любовь Аркус

  • По заслугам

    Вчера фильм Любови Аркус на кинофестивале Go East в Висбадене получил главный приза за документалистику и 10 тысяч евро.
    Лестных отзывов киноэкспертов была удостоена и картина Кирилла Серебренникова «Измена» с немецкой актрисой Франциской Петри в главной роли.
    13-й кинофестиваль Go East посетило более 10 тысяч гостей. За семь дней на нем показали 132 фильма из 30 стран. В этом году российское авторское кино показало себя с особенно выгодной стороны, подчеркивают организаторы фестиваля в Висбадене.

  • Наталья Мешкова

    А вот и ответ на вопрос: что сейчас с Антоном? Любовь Аркус многие об этом спрашивают, и она сняла небольшой сюжет о жизни Антона:
    http://www.colta.ru/docs/18357

  • Людмила Подольская

    Фильм посмотрела вчера в «Закрытом показе». Переворачивает душу, рыдаешь как в детстве от жалости, сострадания и бессилия. Понимаешь, насколько мы зациклены на себе, не видим людей рядом, которым нужна наша помощь, порой — внимание, доброе слово, рука на плече. Перед Любовью Аркус преклоняюсь, хотя ей ничего такого не нужно — видно, что она сделала то, что сделала, по простой причине — не могла пройти мимо чужой боли, потому и не видит ничего героического в своем поступке.
    Не понимаю, зачем пригласили в программу эту мразь Никонова? Рейтинг и прочее? Не слишком ли дорогой ценой?
    Одна мысль не покидала: а что сейчас с Антоном? Он с отцом или опять его предали — как раньше Давид?

  • Мария Голубева

    Очень интересный рассказ мамы аутиста. Вдруг кому-то будет интересно почитать? http://outfund.ru/lichnyj-opyt-moj-chelovek-dozhdya/

  • Александра Вересена

    Ну, судя по тому, что этот фильм появился, много и других людей… Мне все-таки показалось, что фильм «Лиля навсегда» — более сложный и однозначный. Здесь же главный герой жив и обрел отца.

  • АНЯ

    Впечатляющий фильм. Ощущение примерно, как после «Лиля навсегда». Опустошает. До конца, до самого донышка. И так обидно… обидно за то, что ТАК у нас в стране, что ТАКАЯ система и так много людей, готовых быть такими, как система.

  • Владимир

    Всем советую посмотреть этот замечательный фильм, хотя это отнюдь не легкое занятие… Он в моем личном рейтинге за 2012 год на 1-м месте среди российских фильмов (среди иностранных, еще в начале этого года, т.е. до «Оскара» — Операция «Арго»).