Интернет-журнал «Лицей»

Обмануть смерть. «Человек, который удивил всех»

Кадр из фильма "Человек, который удивил всех!
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех!

Премьера российского фильма «Человек, который удивил всех» прошла вчера в петрозаводском кинотеатре «Премьер» — киноманы все же добились этого, ведь поначалу прокатчики отказывались показывать его в нашем городе — мол, некассовый. Часть зала после финальных титров зааплодировала, часть пребывала в задумчивости.  Мнения о ленте режиссеров Наталии Меркуловой и Алексея Чупова разошлись — от восторженных до резко негативных. 

 

Снежана Слепкова: «Полупритча, полусказка» 

Как много (по наивному определению) «тяжелых» фильмов о надежде в чудо и в человека я вижу в последнее время. Но «Человек, который удивил всех» особенный. Выбор темы и развитие конфликта у авторов невероятные, уникальные,  особенно если учесть место и время действия. Главный герой должен обмануть саму смерть, став кем-то другим. И не просто герой, а деревенский егерь из российской глубинки. И стать он должен не абы кем, а женщиной. Эта полупритча, полусказка, снятая лаконично, с хирургической точностью и без лишних эмоций, в том числе визуальных, о тотальном перерождении героя — в чем, собственно, и состоит трагичный вызов всему его окружению.

Фактически брутальный герой Цыганова отдает себя на заклание, добровольно соглашаясь стать жертвой, чтобы выжить. И выживает. Но выживает только физически, в сущности — ценой безумия. История настолько многослойна и метафорична, что не сразу определишь для себя главные смыслы. Звериный инстинкт толпы, защищающей неприкосновенность своих простых и понятных ценностей, — посмотрите как это бывает, предлагают авторы. Метафоричный, магический, фольклорный взгляд на современного человека и его проблему — и это есть у Алексея Чупова и Наталии Меркуловой. И много чего еще, но не не вопросы ЛГБТ и гендерной идентичности, как могло бы показаться сначала.

Отличный выбор актеров отметили многие, и я не исключение. Но хочу особое внимание обратить на работу ребенка, играющего сына главного героя, — на Василия Попова (он же сын актрисы «Творческой мастерской» Галины Пелевиной). По-моему, это потрясающее и редкое попадание. В маленьком артисте чувствуется собственная недетская внутренняя драма, его работа профессионально осмыслена и по-честному прожита, это огромное достижение даже для бывалого актера.

И еще: для меня личным маркером настоящего искусства всегда была одна простая вещь: изменилось ли что-то во мне после. После «Человека…» — да, изменилось. Фильм еще живет во мне, а видела я его в Москве месяц назад, и вместе с этим идет внутренняя работа.

 

Алла Витухновская: «Этот человек остается сильным и в своей слабости»

Фильм произвел настолько сильное впечатление, что фигура Егора Цыганова в пунцовом платье второй день стоит у меня перед глазами. Безмолвная, беззащитная. Вначале мне казалось, что преображение Егора – это не намеренная его попытка найти иной способ лечения, а форма болезни, ее новая, необычная стадия. И тогда нелогичен последний кадр, провозглашающий излечение неизлечимого больного.

Но возможно и другое. Главный герой находит иной, нетривиальный способ лечения. И меняется не только внешне, — он становится другим человеком с другим характером и образом поведения. Он не дает сдачи, не защищается, не отвечает на вопросы и упреки. Но… этот сильный человек остается сильным и в своей слабости.

А бессильной становится толпа, состоящая еще недавно из конкретных, добрых, заботливых и отзывчивых людей. Уважаемый ими человек стал другим, иным, чужим, не своим. Он стал им непонятен, — и отсюда их агрессивность. И только жена, пройдя через непонимание и страдание, пришла к сочувствию и новой форме любви. Удивительная героиня, созданная прекрасной актрисой Натальей Кудряшовой, которую я раньше не знала. Как всегда, хорош Юрий Кузнецов, очень органичен наш земляк Вася Попов.

 

 

Сергей Маркелов: «Преодоление через страдание»

Фабула здесь играет не главную роль. Это фильм про наше общество, про нас, про Россию. И даже несколько гиперболизированный образ, который великолепно и так красиво воплотил Евгений Цыганов, здесь не так важен. Он просто глубже подчёркивает социальный контекст картины, а на самом деле все просто — ты должен быть таким, как все, не высовываться, жить как все, даже умереть «по-человечески», значит, как все. И ни в коем случае не быть слабым — ты ж мужик. Хотя мало кто понимает, что в фильме как раз показан сильный и мужественный человек, потому что принять свой страх и идти навстречу этому страху сможет не каждый. А ведь это единственный способ победить страх.

Если сравнивать европейские, американские фильмы на подобную тему, то они сильно отличаются. В европейской культуре это, как правило, герой, который вдохновляет остальных своим преодолением. В американской  это жизнь в удовольствие, это случай, когда человек пускается во все тяжкие. В отличие от западной традиции «Человек, который удивил всех» связывает преодоление со страданием. С архаикой. С религией. С монашеством даже — это и обет молчания, и постоянные нападки, и отшельничество, и концовка, в которой неизбежно происходит чудо. От того фильм в определенный момент начинает напоминать притчу, со всеми ее атрибутами.

Мне кажется, главный герой в конце фильма предвидит весь ужас возвращения. Каким его примет общество? Как будут дальше жить его родные? Как, наконец, живем все мы и можем ли мы не то что принять кого-то, а хотя бы самих себя — такими, какие мы есть? На этот вопрос, я думаю, нам всем стоит ответить после фильма. Он не про чудо, на самом деле. Он про реальность.

(Полностью здесь: https://vk.com/markeloff)

 

 

Наталья Тимина: «Почему авторы фильмов всегда выставляют Россию в таком виде?»

Мне фильм понравился, но первую треть размышляла, чем он оказался интересен Венецианскому фестивалю. Когда герой Цыганова переоделся, то стало понятно… Послушала рассуждения зрителей и психиатра Лебедева о фильме. Каждый зритель понял фильм как-то по-своему. Большинство, как мне показалось, считали историю вымышленной. Лебедев же, как врач, считал, что путь героя непродуктивен, в его ситуации лучше было не отказываться от традиционного лечения. Мне кажется, Егор — главный герой, узнавший о неизлечимой болезни, первоначально повел себя вполне мужественно: воспринял болезнь со смирением, пытался устроить семейные материальные дела, старался уберечь близких от переживаний. Но услышал легенду от пьяной знахарки и в мозгу его что-то щелкнуло.  Говорят, у онкологических больных бывает что-то от эйфории до легкого помешательства, и герой переоделся, чтобы стать неопознанным. Полное неопознание и случилось при встрече с собирателем кедровых шишек.

В поведении взрослых людей не было бы агрессии, если бы люди подумали, что парень рехнулся на фоне болезни. Ну, может быть, покрутили пальцем у веска, посудачили. А вот детская агрессия была бы точно, по крайней мере по отношению к сыну Егора Артему. И любящая жена тоже не выгнала бы больного из дома, а пыталась бы уговорить, пошла бы к врачам и  т.п.

Думаю, для Венецианского фестиваля главным оказался момент чернухи. Агрессия в обществе к человеку иной ориентации и стала главным интересом к фильму. Это на мой взгляд. Мне интересно кино такого уровня. Но я насмотрелась наших фестивальных фильмов, многие из которых сплошная чернуха. Почему авторы фильмов всегда выставляют Россию в таком виде?

 

Ирина Ларионова: «Лучше бы он умер…»

Сегодня я целый день возвращаюсь мыслями к фильму «Человек, который удивил всех». Фильм мне откровенно не понравился. Даже вызвал внутреннее отторжение. До похода в кино я знала только о том, что фильм тяжелый, что герой фильма заболевает раком и что в конце тоннеля все же будет свет. Я никак не предполагала тех из ряда вон выходящих событий, что случились с героем. Это обескуражило меня и вывело из равновесия.

Но сначала о хорошем: мне понравился подбор актеров. Замечательная главная героиня, не зря она получила свой приз на кинофестивале. Мне понравились образы деревенских жителей – здорово подобраны типажи. И главный герой тоже. Местами чудесные съемки, некоторые картины, особенно последняя — зимний борщевик и белые гуси — просто чудо.

Что же меня разочаровало? Я не поняла, зачем показывать откровенную сцену с беременной женой, когда никакая женщина ради сохранения ребенка не будет участвовать в таких утехах перед родами. Это неправда — для меня, по крайней мере. Я не могу представить в России деревню, где происходили бы события с подобными превращениями, если, конечно, это не миф, не сказка. Хотя оператор хорош и мог бы снять хорошую сказку.  Но в анонсе было заявлено, что фильм —  драма. Деревня показана очень реалистичная, иногда даже ловила себя на мысли, что все до просто безумия реально, включая детали.  Для меня эти два момента — герой и его реальность — вызвали когнитивный диссонанс, как теперь говорят.

Что касается главного героя…В  детстве нас  учили презирать трусость и жалеть трусливых людей. Кстати, в маленьком городе, где я жила, мы всех необычных людей знали в лицо, как это происходит в этой деревне.  Таких людей обычно жалели. У людей моего поколения перед глазами всегда был опыт наших родственников  в Великой Отечественной войне. Мы мечтали повторить подвиг Зои Космодемьянской. Это было в пионерском детстве. Вера учит нас не пасовать перед лицом смерти, принимать ее с достоинством и в покаянии. Учит нас личному преображению. Конечно, в жизни бывает всякое и никогда не знаешь, в какой ситуации окажешься сам и выдюжишь ли. Сегодня обсуждали эту тему с моими знакомыми. Они приводили примеры своих отцов, которые, зная, что им осталось немного, совершали чудеса, помогая своей семье и близким.

И вот я вижу мужчину — главного героя, егеря Егора, у которого жена должна родить второго ребенка, у нее  на руках старый беспомощный отец, большое деревенское  хозяйство. Вместо того чтобы в этой пограничной — экзистенциальной, по сути, ситуации взять себя в руки и сделать что-то для своей семьи, он  становится беспомощной бабой, думая  прежде всего о себе. Он не преображается, оказавшись перед лицом смертельной опасности, как того хочется и на что надеешься, а превращается в утку, в обмякшую  бабу. Его жена —  Женщина с большой буквы в этом фильме —  и достойна всякого уважения, ибо она поступает как христианка: смиряется с ситуацией, жалеет его, омывает ему ноги, как ученики омывали ноги Христу.

Что хотели показать нам авторы фильма? Что мужчина вымирает? Что мужчина больше не мужчина? В этом фильме нет ничего позитивного, жизнеутверждающего, кроме поступка смиренной жены. Мне скажут, что он совершил это превращение и освободился от болезни, это благо для семьи. Какое же это благо? Ведь он не сможет уже больше жить в этой деревне, среди этих людей. Лучше бы он умер…

 

 

 

Ната Рудман: «Вижу христианскую историю отшельничества»

Если у нас не останется ни любви, ни веры — расшифровывайте как хотите: в Бога, в себя, Et cetera — то прямая дорога в небытие. Думаю, если бы не появилась сцена, как она его умывает, я ушла бы с разбитым сердцем из кинотеатра. Этот фильм весь целиком наш, я вижу в нем глубокую нашу христианскую историю отшельничества, мученичества и победы над темнотой. Спасибо создателям фильма за то, что оставили нам надежду.

 

Татьяна Каракан: «Хочется осмыслить эту историю на расстоянии»

Ходили мы на фильм компанией из пяти человек, и все сошлись лишь в одном — актеры играли великолепно: просто жили, дышали сибирским воздухом, радовались семейному счастью, заботились о стареющем отце, всё — правда. И в этом нехитром их мире и зрителю было уютно и тепло. До тех пор, пока болезнь главного героя не выбила почву из-под ног. У всех…

Подумалось: «Да, Бог дает по силам — сумели ведь счастье вырастить, сумеют и горе пережить». Только вот какова цена? Получится ли у Егора, «удивившего всех», как следует из названия картины, вернуться к самому себе? К прежней жизни? Ведь обман, в который веришь, становится органикой, истиной, разрушенными оказываются связи не только с односельчанами, семьей, социумом, но и с самим собой.
Фильм заставил меня чувствовать, сопереживать, думать. Конечно, шероховатости были, например затянутость проходных сцен. Но потраченного времени не жаль, и хочется подумать, осмыслить эту историю на расстоянии.

Фильм «Человек, который удивил всех» идет в кинотеатре «Премьер» до 20 декабря — ежедневно один вечерний сеанс.

 

Exit mobile version