Фильм «Человек, который удивил всех» вызвал в Петрозаводске разноречивые отклики. Мы уже представляли в «Лицее» спектр мнений. И вот еще один отклик.
Режиссеры и авторы сценария фильма «Человек, который удивил всех» Наташа Меркулова и Алексей Чупов удивили меня как зрителя тем, что, заявляя в названии совершенно конкретную и ожидаемую реакцию, они не прикладывают достаточно профессиональных усилий к тому, чтобы эта реакция состоялась. А я наивно полагала, что вправе рассчитывать на свою долю удивления от произведения киноискусства.
Эта картина для меня закончилась в первую треть экранного повествования на эпизоде, где фальшивая, подспившаяся шаманка поет про селезня, обманувшего смерть нехитрым, но действенным способом подмены себя истинного собой ложным. Сразу понятно, что все закончится хорошо, перелицованный в девку егерь Егор хлебнет некоторое количество лиха, да не сломается, только крепче станет, и болезнь смертельную победит. Ну чего же тут удивительного? Да, случаи выздоровления больных в терминальной стадии известны. В реальной жизни это действительно чудо. Почему это происходит – не знает никто. Но не в анализе причин задача фильма. Зрителю интересно – как? Как конкретный человек принимает/не принимает ситуацию и что делает/не делает.
Узнав свой диагноз, Егор принимает идею смерти, готовится к ней. В новых обстоятельствах он четко, по-мужски решает вопрос дальнейшего материального обеспечения своей семьи. Достойно, несуетливо, сохраняя внешнее спокойствие. Но жить-то хочется. Удивительно? Нет. На что только не идут люди, чтобы остаться среди живых подольше. Чтобы «спрятаться» от смерти герой становится иным, изменив обличье. Еще он замолкает до конца фильма, фактически дает обет молчания ради действенности сакрального процесса с ним происходящего. Переодеваясь женщиной, понимает ли Егор, что ждет его теперь в родной деревне? Да, но никому ничего нельзя объяснять, разговаривать запрещено и защищаться нет смысла.
Все происходящее далее предсказуемо, а от того скучно. Евгений Цыганов – прекрасный актер. Но интересно ли наблюдать за его бессловесными бродилками на каблуках в красном платье? Нет. Потому что реакция всех людей из его окружения предсказуема. Жена сначала не понимает и выгоняет, а потом смиряется и прощает. Тесть сперва в ужасе, а в нужный момент защищает. Деревенские избивают, но не до смерти. Когда в лесу переодетого Егора находят полууголовные типы, нет сомнений, что они с ним сделают. Он и кошмар насилия переносит молча.
Актерская оценка Цыганова всех событий, произошедших после облачения в женский костюм, одна и та же: отрешенное лицо и пустой взгляд. Можно сказать: поди-ка добейся таких глаз. Хороши глаза? Да. А интересно? Нет. Героя жалко? Да. Его история интересна? Как случай из жизни – да. Как художественный фильм – нет.
Возможно, рациональный посыл фильма в том, что мы должны быть толерантными к необычным проявлениям личности, тем более если это совершенно безопасно для общества. Ну какую реальную угрозу представляет собой мужик в платье? Ведь к переодеванию может быть множество причин, в том числе проблема гендерной идентичности. Или, как в картине, попытка перехитрить смерть. Весьма серьезный мотив. Главная идея авторами фильма сформулирована: каждый волен быть необычным настолько, насколько это ему необходимо. Конфликт есть, но интрига отсутствует. А самое главное – герою отказано в человеческих реакциях и от этого он становится пустым и неинтересным, как отвлеченная функция. Заставить себя сопереживать функции сложно. Поэтому подвести итог хочется плакатным призывом: люди, будьте терпимы друг к другу, не допускайте агрессии, если чье-либо социально не опасное, но необычное поведение не укладывается в вашу картину мира.
Фильм «Человек, который удивил всех» можно посмотреть в петрозаводском кинотеатре «Премьер» 18, 19 декабря в 19-20.