Писательница Нина Веселова о фильме «Доктор Лиза»
Битва добра и зла продолжается и сегодня, и никогда не кончится. Тому же, кто сомневается в этом, открытым намёком будет сцена из фильма, в которой столь наивно и вместе с тем жизнеутверждающе простому мужичку-волонтёру вручается грамота именно «за борьбу с мировым злом».
Море грохотало, зимнее, зловещее.
Всех она спасала, маленькая женщина.
Обнимала, тешила, по головке гладила
Маленькая женщина, родственница ангелам.
Ирина Мацигура
Началось всё с того, что я посмотрела по НТВ фильм «Доктор Лиза». Почти случайно. Незадолго до этого краем уха слушала трансляцию о вручении премий «Золотого орла» за 2020 год и уловила название картины: в какой-то не самой главной номинации она получила награду. Имея о героине довольно смутное представление, решила телепремьеру не пропустить.
И фильм настолько душу перевернул, что потребовалось высказаться. За дополнительной информацией полезла в интернет…
И накрыла меня лавина страстей — восторгов, отрицаний, признаний, подозрений, доказательств, упрёков, противоречий, недоумений, откровений, растерянности, догадок, язвительности, озарений, требований, горечи, злости, доброты…
Всю ночь в полубреду я выбиралась из-под неё, торила дорожку наверх, к свету, чтобы разложить на виду всё это жгущее душу обретение и найти ту ниточку, ту последовательность, благодаря которой всё выстроится внятно, логично и убедительно. Последнее — убедительность — было важней всего. Потому что внутри велась беспрестанная борьба с невидимым врагом, который рушил в душе — не только моей — устоявшийся, многими десятилетиями строившийся жертвенный мир добра, человеколюбия и справедливости. А из намечавшихся прорех наносило затхлостью, смрадом и ужасом будущего распада. Его не хотели, не могли — вместе со мной — допустить все те, кто предпочитал видеть светлую сторону действительности. И была нас — судя по отзывам на фильм в интернете — целая рать, пока ещё способная к противостоянию.
Этой картине — грешно сказать! — на руку сыграла гибель Елизаветы Глинки в авиакатастрофе декабря 2016 года. Общество, показалось, осознало, кого потеряло. Что имеем — не храним… Имя доктора осталось на слуху с тех пор, и понятно, что зрители, которым закрыта дорога на фестивальные просмотры и которые побоялись пойти осенью на показ в кинотеатры из-за ограничений пандемии, эти зрители выждали появления фильма на интернет-платформах и телеэкране. А потом все, чья душа осталась неравнодушна и кто умеет писать, бросились оставлять свои отзывы на разных площадках.
По ним было явственно видно, что битва добра и зла продолжается и сегодня, и никогда не кончится. Тому же, кто сомневается в этом, открытым намёком будет сцена из фильма, в которой столь наивно и вместе с тем жизнеутверждающе простому мужичку-волонтёру вручается грамота именно «за борьбу с мировым злом».
Не стоит пересказывать событийную сторону фильма — пусть этот, как без иронии отозвался критик Антон Долин, «правозащитный блокбастер о современной святой» всей своей мощью захватит новых зрителей. Перед ними предстанет один рабочий день доктора Лизы в весенней Москве 2012 года. По свидетельству режиссёра Оксаны Карас, в картине на 80 процентов правдивые документальные персонажи. Они собраны из разных времён и мест и перемешаны — есть киевские, есть столичные, есть американские, и всё это ради главной цели: отразить необыкновенную многогранность, неординарность героини.
Целый год шла доработка первоначального сценария. Казалось бы, у зрителя не должно остаться сомнений в правдивости созданного образа. И большинство откликов это подтверждают.
«Доктор Лиза словно ангел на земле — вот что крутилось в голове почти всё время, пока смотрела».
«Она как будто с другой планеты! Живая, эмоциональная, любящая, харизматичная, настоящая!»
«Я бы не выдержала такой темп жизни, когда в сутках 48 часов. Насколько же духовно одарён должен быть человек, занимающийся подобной деятельностью!»
Здесь самое время пояснить, что такое паллиативная медицина и в чём состояла работа Елизаветы Глинки, которая в 2007 году при спонсорской поддержке одной из партий создала в Москве фонд под названием «Справедливая помощь». Ему материально помогали и бизнесмены, и крупные государственные чиновники.
Деятельность фонда состояла в материальной поддержке и предоставлении врачебной помощи умирающим онкобольным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным, всем, кто оказался в безвыходной ситуации без опоры на близких, кто утратил желание жить. Для этого требовалось как можно больше волонтёров. Каждую неделю они выезжали на Павелецкий вокзал, раздавали еду и лекарства бездомным, организовывали пункты обогрева, оказывали бесплатную юридическую и медицинскую помощь, оформляли нуждающихся на лечение в больницы Москвы. Вряд ли кто вёл подсчёт, сколько душ было таким образом сохранено, — о них забывали за непрерывными заботами. Но сами спасённые помнят и будут помнить.
Наталья Авилова, директор продолжающего дело Глинки благотворительного фонда «Доктор Лиза», считает, что Елизавета Петровна создала совершенно уникальную систему, потому что «собирала вокруг себя не как можно больше денег, а как можно больше неравнодушных людей, которые с её помощью помогали тем, кому эта помощь нужна».
Про магнетизм Глинки писал Тофик Шахвердиев, режиссёр одного из первых документальных фильмов о ней: «Ни кино, ни фотографии не способны передать мощь её обаяния. Я попал под это облучение через десять минут после встречи… Стоило ей улыбнуться, и ты был пленён. И многие люди, далёкие от благотворительности, на моих глазах, познакомившись с Лизой, бросались помогать ей – кто продуктами, кто бинтами, кто транспортом, кто чем…»
Вместе с тем Чулпан Хаматова, второе десятилетие возглавляющая благотворительный фонд «Подари жизнь», уточняет: «Кажется, что нам под ноги все бросают цветы и всегда рады и счастливы откликнуться на наши просьбы. Конечно, нет!.. Бывало, что люди находили её и сами что-то приносили, предлагали, но вот если что-то было нужно и она сама шла просить, то не всегда удавалось с первого раза достучаться».
Всё это в равной мере мы видим отражённым в фильме.
«Многие дни она проводила именно так. Утром искала редкие препараты или оксигенатор, или аппарат ИВЛ для больных, которые к ней обратились. Днём она могла ехать по министерствам, ведомствам и выбивать какие-то законы. Вечером она надевала униформу, ехала на вокзал и кормила бездомных. В промежутке успевала заехать на кладбище и похоронить кого-то из подопечных, например, из числа паллиативных больных», — вспоминает Авилова.
И чуткий зритель верит этому.
«Она рядом, когда надежды почти не осталось. Возвращает веру отчаявшимся, покой души умирающим, пример потерявшимся, тепло охладевшим. Доктор Лиза — целитель человеческих душ».
«Огромной души человек, буквально святая, не брезгующая обнять бомжа, поцеловать незнакомца, находящая для всех нужное слово, обращающая внимание на такие, казалось бы, мелочи, которые очень важны для других. Признаюсь, наворачивались слёзы, как при прослушивании красивой музыки, при взгляде на что-то непостижимо красивое…»
А сколько не предусмотренных никакими документами добрых дел успела доктор Лиза осуществить, пока раскачивались государственные структуры!
В 2010 году от своего имени собирала материальную помощь в пользу пострадавших от лесных пожаров, в 2012 году — вещи для пострадавших от наводнения в Крымске.
Более двух лет вывозила она детей из мест боевых действий на Украине, спасла более ста жизней. В этом она объединила свои усилия с Чулпан Хаматовой.
«Они привозили детей из Донбасса, которые болеют раком, мы их подхватывали, помогали в организации лечения. Мы узнавали, что есть ребёнок на Украине, который болен раком и которому нужно обязательно попасть на лечение сюда, — Лиза помогала нам его привозить».
Всё это за рамками фильма — но всё это беспрерывно было в её жизни. Жизни на благо других. Она могла, забыв представиться даже, позвонить в любое время любому человеку и попросить поспособствовать в чём-то. Вот разговор, который приводит Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT и Международного информационного агентства «Россия сегодня»:
«- Алё! Марго? Слушай, мне сказали, что твои, которые там тоже застряли, как-то будут сейчас выбираться, а мне надо двух детей вывезти. Ты можешь как-то помочь, чтобы и моих тоже вывезли?
— Добрый день. Извините, кто это? Я не поняла.
— Да Лиза! Лиза Глинка. С Донбасса надо детей вот моих увезти раненых! А мне сказали, что твои журналисты вроде будут выезжать сейчас как-то.
… До этого звонка я с Доктором Лизой не была знакома. То есть никогда, ни разу с ней не говорила…»
Для Глинки хорошими и добрыми были все люди вообще, если они могли хоть чем-то помочь её подопечным. Даже на свой день рождения, вспоминает Диана Гурцкая, она просила не тратиться на пустые подарки, а лучше привезти мешок макарон, муки или песку, которые всегда пригодились бы обездоленным.
Ей не важны были политические взгляды человека — ни того, кто способен помочь, ни того, кто нуждался в поддержке. Так, она легко склоняла к пожертвованиям не только тех, кто был в фаворе у власти, но и ставших притчей во языцех. Она считала главным достоинством людей умение договариваться друг с другом, не доводя дело до стычек. Не думая о том, как это расценят в обществе, она могла навещать даже политических заключённых — и в своё время посетила в следственном изоляторе в Ростове-на-Дону нуждавшуюся в психологической поддержке во время судебного процесса над ней украинскую гражданку Надежду Савченко.
Вместе с тем Глинка неоднократно подвергалась критике за открытое сотрудничество с властью и участие в политике. Хотя складывается впечатление, что это власть со временем поняла необходимость присмотреться и приблизиться к её инициативам. Президент России Владимир Путин подписал в 2014 году постановление № 1134, которое, по словам первой преемницы Глинки Ксении Соколовой, сделало личный проект Лизы по вывозу больных и раненых детей из зоны боевых действий в Донбассе государственным. В него оказались вовлечены МЧС России, Министерство здравоохранения и социального развития, а также Следственный комитет РФ.
Да и наград разного уровня, признающих её заслуги, получила Елизавета Глинка немало. Последней стала Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности, полученная ею 8 декабря 2016 года в Кремле.
А потом наметился очередной полёт в Сирию с очередным гуманитарным грузом. От которого она, уже в Сочи, намеревалась отказаться, но в последний момент передумала…
После смерти Лизы Глинки раскол мнений вокруг её деятельности обозначился ещё явственней. «Для одних, — пишет критик Антон Долин, — она окончательно превратилась в символ святости и добра, для других стала воплощением теории «малых дел», под прикрытием которых творится большое зло».
Как ни неприятно вытаскивать на белый свет мнения злопыхателей, но придётся.
Есть простенькие: «Это искусственно созданный самой Глинкой миф. И фильм призван его усилить».
Есть болезненно искажённые: «Это нервная, невротичная, представляющая собой сплошную суету женщина, которая ради помощи одному человеку готова пройти по десятку голов других людей. Подставив их, напакостив, подвести чуть ли не под уголовщину. Страшный манипулятор и шантажист».
Есть банально ворчливые: «Драмы нет, биографии тоже, сюжет из пальца, актёрская игра натянута, опять плохие чиновники всюду, тлен и хмурость российской жизни, ни одного пятнышка светлого».
Немало таких, где присутствуют криминальные намёки. «Это не фильм, это попытка сделать красивый фантик человеку, деятельность которого нужно расследовать компетентным органам».
«Стажа работы по специальности не имела. Жила где-то в Америке и не пойми чем занималась. А потом приехала обратно в Россию и начала бегать и пиариться за счёт неблагополучных детей. Схватит ребёнка и фотографируется с ним. Это цинизм. Цинизм крайней степени. А всё в конечном итоге завязано на торговле детьми. Вывоз детей-сирот из России и передача их в приёмные семьи. За вознаграждение».
Воистину многия знания о тёмной стороне жизни губят человека с фантазией! Объяснимо, когда подобное звучит из уст специалиста и в определённой обстановке. Но море подозрений и прямых оскорблений сопровождали доктора Лизу в её каждодневном пути.
«Это не просто травля была, — вспоминает её муж Глеб Глинка, — это была настолько агрессивная, напитанная ненавистью попытка больно сделать, какие-то утверждения о её отце, о наших детях как незаконно рождённых, не наши дети – какие-то такие гадости. Утверждали, что она работает в хосписе, чтобы… правильное слово… отжать квартиры умирающих, что она из Донецка детей вывозила, чтобы их на органы продавать…».
Когда-то в отчаянии она согласилась с теми, кто убеждал, что стоит ей оставить свои инициативы — и так сделано немало.
«А я не послушалась. Встретила бездомных и подумала: Господи, а как же они? Давайте я попробую организовать службу, которая будет их реабилитировать». И всё закрутилось с ещё большим энтузиазмом.
Какой важной поддержкой были бы ей вот такие отклики на её судьбу после фильма:
«Просто в голове не укладывается — как можно никому не верить, видеть вокруг только алчность, изворотливость, предательство?! Это же какая несчастная жизнь у людей должна быть, чтобы так огульно замазывать светлое и доброе чёрным… Если хоть на минуточку представить, что… всё в фильме фейк… а на самом деле она была «расчётливая, всё только ради пиара и чтобы отмывать бабло»… нам надо дружно пойти и утопиться! Потому что незачем жить в злом мире, где ничего святого не осталось».
«Чулпан лично очень нежно и по-дружески относилась к Лизе, — вспоминает Наталья Авилова, — поддерживала её в самые сложные моменты. Например, во время травли в 2014–2015 годах, потому что и сама сталкивалась с непониманием, обвинением в каких-то политических пристрастиях, чтобы было, конечно, неправдой».
Глеб Глинка — про общение супруги с Хаматовой: «Под конец жизни Лизу травили. Они с Чулпан чаще общались по телефону по рабочим вопросам, виделись. А однажды Чулпан, чтобы как-то поддержать мою жену, произнесла: «Со мной это тоже было. Вы держитесь». И Лиза заплакала. И тогда, как вспоминает Хаматова, они впервые долго поговорили по душам по телефону. И это горе их объединило».
А другое горе потом разъединило — навсегда…
Чулпан Хаматовой, исполняющей роль Елизаветы Глинки, пришлось не только вживаться в её образ, но и переосмысливать все происходящие в стране процессы, чтобы быть убедительной на экране и честной перед собой в жизни.
«Не думаю, что мы своим фильмом сможем изменить уже заданную реакцию её противников, которые кидали в неё камнями… Есть человек, который делает за них, за этих же людей, большое дело. Да, он пользуется инструментами, которыми в другой жизни, в другой стране, в другой ситуации, может быть, не пользовался бы. Но… Началось это всё, когда она поехала вывозить детей из Донбасса. Эти люди этого не понимают. Для них репутация важнее, чем жизнь ребёнка. А для Лизы была жизнь ребёнка важнее, чем репутация».
Она прекрасно понимала, на что шла, и озвучивала это не раз.
«Каждая спасённая, выхваченная из ада войны жизнь — это перелом хода вещей, предотвращение уже почти свершившегося зла. Существует мера, цена, которую я должна заплатить: мне нужно не только поехать и вынуть детей “оттуда”, из-под снарядов и пуль, но и “здесь” пройти через побивание камнями, публичное унижение. И если за все эти “мразь” и “сука” в мой адрес Бог даст мне возможность спасти ещё хотя бы одну жизнь, я согласна».
Она, Лиза, умела прощать даже тех, кто бросал в спину камень: «Я не люблю, когда меня идеализируют, но огорчает и продуктивная ненависть: “Чтоб ты сдохла! Подожжём дом!” Не скажу, что это мешает жить, но осадок остаётся. Но я всё равно пытаюсь оправдать и этих людей, думаю, что, наверное, у них в жизни не всё в порядке… Есть люди сочувствующие, есть те, кто говорит: “Ты корень зла”. И есть третьи, которые уверены: “В этом определённо есть корысть, ты что-то с них имеешь, с этих бездомных”. Я стараюсь не отвечать никому, делаю свою работу, и всё… я терплю и просто думаю, как быть, что делать, когда в двадцатый раз откажут, когда здесь подставили, там подвели, в банке деньги прогорели…»
Про идеологическую подоплёку режиссёр Оксана Карас говорит открыто: «Пытаясь ответить на поставленные в фильме вопросы, мы неизбежно приходим к политическим ответам. Почему годами ничего не меняется? Почему система настолько несовершенна, что один человек, будучи не в силах её изменить, вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?».
Поддерживает такую тональность в своей оценке фильма и критик Антон Долин. Он прочитывает картину как «рассуждение вслух о том, каково быть в нынешней России хорошим человеком, да не просто порядочным, а именно деятельно хорошим. Возможно ли это вообще без нарушения закона, компромиссов с властями и даже сделок с совестью?»
Заметим, что совсем недавно — только 6 марта 2019 года — президент России Владимир Путин ратифицировал закон об оказании паллиативной помощи, в котором говорится про разумные изменения в обращении с лекарствами для облегчения связанной с заболеванием боли, в том числе с наркотическими и психотропными препаратами.
Познавшая проблемы благотворительности на собственном опыте, Чулпан Хаматова обрисовывает внутреннюю ситуацию ярче всех: «В фонде Лизы всё было очень личностно, спонтанно. И у нас много было споров на эту тему — надо так или надо по-другому. На Западе не просто системная благотворительность, она — некий очередной вид экономики. Если ты хочешь получить помощь, ты должен пройти какие-то этапы. Если ты хочешь помогать — тоже».
У нас же пеняют на непрозрачность во всём и, опасаясь за свои средства, придерживают их, а вину списывают на государство. Но истинно желающий совершить благой поступок имеет сегодня возможность виртуально проверить все сведения и выбрать ту форму помощи, которая его удовлетворит. Однако многим больше нравится разглагольствовать на щекотливые темы, нежели действовать. Такие если не сами мутят воду, то легко попадаются на ядовитый крючок к тем, кто в подходящем общественном климате всегда готов ловить мальков.
«Никто фильм про Лизу Глинку на Западе не поймёт, — убеждена Чулпан Хаматова. — Они просто не смогут это считать. Там говорят: «Если вам нужна помощь, оформите заявку». Такого личностного подключения, какое было у Лизы, на Западе нет. Такое, чтобы лечь на вокзале, обнять бездомного, там невозможно себе представить».
Невозможно представить и то, что человек такого сорта может иметь гнилую душу и параллельно с беспрерывной заботой о падших вынашивать меркантильные планы и проворачивать хитроумные операции. Большие деньги можно заработать, а проще даже украсть во многих других, не столь грязных и не выматывающих силы учреждениях.
Вникая в образ своей героини, режиссёр Оксана Карас даже допускала, что «должно быть, ей помогали какие-то высшие силы. Потому что каждый день делать то, что она делала, знать, что тебя будут поливать грязью люди в белом пальто, и двигаться вперед — это очень тяжело».
Но потом пришло понимание, что абсолютная любовь рождает в людях ответное, не менее сильное чувство благодарности, восполняющее все душевные и физические траты. Что заниматься делом, которому посвятила себя Лиза, невозможно без бескорыстной преданности ему. Она умела со своими подопечными «разговаривать так, что возвращала им чувство собственного достоинства. Она как будто заполняла их душевные трещины своей любовью».
«Она была по характеру азартной, хулиганка немножко». Лишь дома, по признанию мужа, могла себе ненадолго позволить стать слабой. И только в конце фильма, под вечер бесконечного дня, мы слышим обращённую к супругу её по-детски беспомощную просьбу: «Я хочу к тебе в карман…»
В её судьбе всё складывалось превосходно. Родилась Лиза в Москве, училась в балетной и музыкальной школах, и там и тут ей пророчили прекрасную карьеру. Но мать работала врачом в Центральной клинической больнице, и вполне понятно, что девочка чувствовала себя счастливой, надевая взрослый белый халат. В пять лет она хорошо читала и лечила кукол, пользуясь мамиными справочниками. Она подробно расспрашивала подопечных о жалобах, вела истории их болезни, выписывала рецепты. Для них, вспоминают, папа даже сделал ей из картошки «печать» с пророческой надписью «Доктор Лиза».
Мать, кстати, звали Галина Ивановна Поскрёбышева, она была, плюс ко всему, известнейшим врачом-диетологом, кулинаром, написала более тридцати книг на эту тему, двадцать лет вела на телевидении передачу «Домашний очаг». И никогда не знала отдыха: к ней постоянно шли проконсультироваться друзья и соседи, в тесной хрущёвке не бывало пусто. Так что Лиза с детства привыкла быть в гуще людей и впитала в себя материнское стремление постоянно помогать людям, кого-то спасать. Ясно, на кого она пошла учиться.
А потом настал час, когда в Доме художников на выставке экспрессионистов она встретила взрослого мудрого человека, с которым проживёт тридцать счастливейших лет.
Первое настоящее свидание Лизы с Глебом состоялось… возле морга, где она должна была сдавать экзамен по судебной медицине. В 1986 году она окончила Второй Московский государственный медицинский институт, получив профессию детского реаниматолога-анестезиолога. До 1990 года семья живёт в Москве, затем вместе со старшим сыном уезжает в США.
Ах, как порезвились виртуальные недоброжелатели после фильма по поводу появившегося в судьбе Лизы американского гражданина, да ещё «с такой» фамилией! Однако во все века собаки лают, а караваны идут… У них свои маршруты, свои грехи и заслуги, и свои оправдания перед небесами.
Глеб Глебович Глинка, американский адвокат русского происхождения, оказался сыном русского поэта и литературного критика, эмигранта второй волны Глеба Александровича Глинки и внуком журналиста Александра Сергеевича Глинки (Волжского). Родился и вырос он в Америке. Поэтому молодым подумалось, что им там будет проще. За плечами у мужа был колледж по английской литературе, юридическая школа. Много позже, уже в России, в шестидесятилетнем возрасте он выдержал на отлично экзамен по российской адвокатуре.
В США Лиза родила второго сына и продолжила образование в Дартмутском медицинском колледже по специальности паллиативная медицина. Неподалёку от дома располагался хоспис, где она стала помогать безнадёжным больным. Пять лет во всех деталях изучала, как строится работа подобных заведений. Впоследствии это стало тем базисом, на основе которого она развернула свою деятельность в России.
Однако она совсем не планировала этого. Помогать нуждающимся можно и нужно повсюду, и доктору безразлично, в каком государстве. Решила всё судьба. В 2007 году Лиза Глинка вынуждена была приехать на родину, потому что тяжело заболела мать. Два с половиной года она дважды в день привозила ей, впавшей в кому, специально приготовленную еду и сидела возле её кровати в клинике Бурденко. После кончины матери призналась, что не сойти с ума за время ухода за близким человеком ей помог фонд «Справедливая помощь», который она умудрилась организовать, чтобы отвлечься от переживаний. Это и решило её будущее. Семья снова воссоединилась в России, где в те годы о хосписах имели очень приблизительное представление.
Тут и пригодился американский паллиативный опыт. А ещё стремительно развивавшийся интернет. В Живом Журнале появился ник Доктор Лиза и её дневниковые записи о тех препятствиях и удачах, с которыми приходилось сталкиваться. Пошли первые отклики, обнаружились сочувствующие, объявились волонтёры в разных концах страны.
«Первые три года работы здесь мы были изгоями — только и слышали нарекания от соседей и знакомых: «Зачем вы это делаете?»
Как дальше развивались события, мы уже знаем.
Выбор Чулпан Хаматовой на заглавную роль объясняется двумя причинами, и о первой уже можно было догадаться: это её опыт работы в благотворительной сфере, её способность понять героиню, как никто другой. Второе «за Хаматову» состояло в том, что она, при внешней непохожести на Глинку (узнаваемость сделали гримёры) по габаритам подходила идеально: такая же крошечная, «хрупкая, тонкокостная, прозрачная… В фильме есть сцена, когда Лиза не могла уехать в лифте, у них дома стояла гиря, и на ней было написано «Не убирать. Лиза». В старых домах есть лифты, где есть ограничения по весу, чтобы ребёнок не уехал, и она была такая легкая, что без этой гири не уезжала».
«Честное слово, выходя из кинотеатра, мы даже обнялись от избытка чувств».
«Если не этот фильм будет признан лучшим российским фильмом 2020 года, тогда какой?»
Впереди у нас ещё мартовская «Ника». Подождём.
А пока у «Доктора Лизы» только приз за лучшую музыку к фильму на премии «Золотой орёл» и приз в номинации «лучший режиссёр» на XIV Всероссийском фестивале исторических фильмов «ВЕЧЕ».
На сентябрьском 2020 года фестивале «Кинотавр» жюри не нашло повода для вручения картине настоящей награды.
Зато она получила там приз зрительских симпатий!
«Господи, неужели мы можем делать шедевры?!»
«Смотрела с мужем, папой и сыном. Очень редко, когда три поколения вместе говорят: круто!»
«Эта картина всё внутри переворачивает: отношение к жизни, людям, даже к своему ребенку!»
«Такое смотрят без попкорна, потому что — про Человека».
«После фильма фраза «поступай с другими, как хочешь, чтобы с тобой поступали» перестаёт быть лозунгом, теорией, а становится твоей сутью. В ней суть любви, а не в сердечках на день святого Валентина».
«Единственное, что может быть противопоставлено злу — исключительно любовь, да. Тогда всё встаёт на свои места. Этот фильм — очень, Лиза — очень, Бог, которого мы в Лизе имели честь увидеть, очень!»
Приз зрительских симпатий — это свидетельство того, что простой народ тоньше критиков ощущает жизненную правду и отдаёт предпочтение не внешней стороне творения, а внутреннему его содержанию. И он чувствует «своих». Ведь появился этот фильм на свет тоже, по сути, из народных недр.
Больше десяти лет в Фонде у Глинки проработал волонтёром Александр Бондарев. Он всё делал своими руками, всё видел своими глазами, всё понимал своим умом. Разве мог он, став продюсером, не собрать единомышленников и не бросить все силы на создание кинопамятника великому Доктору?!
Теперь дело за нами: всех, у кого жива душа, приглашать к просмотру.
А ещё:
— Прочитать выпущенную издательством АСТ книгу «Я всегда на стороне слабого», которая собрана из заметок Лизы Глинки в ЖЖ.
— Посмотреть целых четыре документальных фильма:
«Вокзал по средам» (2008), режиссёр Ольга Маурина,
«Доктор Лиза» (2009), режиссёр Елена Погребижская, премия ТЭФИ,
«Мой друг доктор Лиза» (2010), режиссёр Тофик Шахвердиев, премия «Ника»,
«Елизавета Глинка» (2015), режиссёр Маргарита Куклина.
— Навестить доктора Лизу на Новодевичьем…
И не забывать, что, когда мы «все вместе, заодно, едины», мировое зло трепещет.