В Великогубской библиотеке провели встречу с писателем Сергеем Пупышевым. Вел ее польский писатель Мариуш Вильк, сравнивший один из рассказов Пупышева с прозой Шаламова.
«Проза Сергея Пупышева – жесткая, как краюха ржаного хлеба. А может, как сама жизнь…» – написала в предисловии к сборнику «Один глоток жизни» Яна Жемойтелите. На встрече в Великогубской библиотеке автор открылся читателям с другой стороны. Шутя и посмеиваясь, Сергей бесхитростно рассказывал, как стал писателем:
— В поисках заработка я подался на север и стал жить в комнате 3,75 квадратных метров. Водку пить надоело, от скуки стал писать стихи, написал семь тетрадей. Почесал макушку, перечитал и решил заняться прозой.
Писательский труд не кормит, а потому Сергей работает на своей пилораме, большую часть времени отдавая тяжелому физическому труду. Хотя именно благодаря пилораме родился его первый рассказ «Надька, Надежда» об одиночестве и единственно согревающей надежде, которую дает герою маленький котенок.
Беседу с Сергеем вел польский писатель Мариуш Вильк. В начале встречи был прочитан отрывок из рассказа «Пинь-зи-пинь», завоевавший главную премию конкурса фестиваля «Петроглиф» в 2014 году, который проходил в деревне Кондобережская. Не раскрывая полностью сюжет и сохраняя интригу, автор выбрал для чтения описание борьбы человека с медведем, из которого сразу можно было понять, что он хорошо знает тему и пишет о том, что ему близко.
Первая дискуссия между участниками развернулась после прочтения рассказа «Метелица», об удивительном явлении природы — массовым появлением и гибелью бабочек — и истории спортсмена, потерявшего смысл жизни после травмы и нашедшего себя в музыке. Вопрос касался того, насколько правдива проза. Сергей сказал, что все, о чем он пишет, пережито или увидено им самим.
Делясь своим впечатлением от прочитанных в сборнике рассказов, Мариуш Вильк выделил два и посоветовал его читателям. Один из них – небольшой сюжет об обычном человеке, вынужденном идти шестьдесят километров домой пешком. (См. рассказ «Пустая дорога» в нашем журнале. — Ред.). В рассказе нет удивительных совпадений и событий, но ярко читается канва жизни человека с багажом проблем, с которым сталкиваются многие жители глубинки. Открытый и правдивый в своей реалистичности рассказ. Поэтому сравнение этого произведения с прозой Шаламова, когда важна не сама правдивость сюжета, а его эмоциональная правда, полностью совпадала с позицией автора.
Не менее интересно было заглянуть и в писательскую кухню и узнать, как зарождаются новые произведения. Сейчас Сергей работает над романом, посвященным мало известной странице истории – так называемой «лапландской войне», когда сами финны освобождали свою страну от немцев, после того как стало понятно, что Германия проигрывает войну. А идея этого романа пришла сама собой опять же через работу:
— Пилил бревно, услышал металлический скрежет, пила пришла в негодность из-за осколка от бомбы, застрявшего в дереве. Я спросил заказчика: откуда лес? Он указал место: оказалось, там были бои. Заинтересовался и стал изучать тему, и сам собой родился сюжет нового романа о войне, хотя раньше не задумывался об этом.
– Для кого ты пишешь?
– Я просто пишу. И мои читатели меня находят.
– А что ты думаешь о Заонежье? Может, и за эти дни появилась идея для рассказа?
– Я второй раз в Заонежье. Очень, кстати, понравился ваш праздник. Но не готов еще что-то написать, надо пожить, – улыбнулся Сергей и поблагодарил всех за интерес к его работе.
Наталья Вильк
Новую книгу Сергея Пупышева «Один глоток жизни» можно прочитать в Национальной, Великогубской и других библиотеках Карелии. С его творчеством можно познакомиться в сборниках поэзии и прозы «Снегири», изданных совместно издательством «Северное сияние», Петрозаводск.