Интернет-журнал «Лицей»

На театральном перекрёстке

Проект "Театральный перекрёсток". Фото Национального театра Карелии

Ландшафтный театр и бэби-театр, мобильная сцена, новые сценические медиатехнологии — это и многое другое появится в результате международного масштабного проекта «Театральный перекресток», который реализуется в российской Карелии и приграничной Финляндии. 

Ирина Шумская

О проекте рассказывает его руководитель,  директор Национального театра Карелии Ирина Шумская.

– Как появилась идея проекта? 

– В последнее время интерес к театру среди детской и взрослой аудитории постоянно растет. Об этом говорят и маркетинговые исследования, и социальные опросы. При этом зрителю интересны форматы, отличные от традиционных. Люди предпочитают образовательные, интерактивные программы, где могут сами быть вовлечены в театральный процесс. Также крайне популярны различные перфомансы и программы вне театральных стен – в публичных местах, на городских площадках.

Таким образом, как в Финляндии, так и в России есть острая необходимость в театре как площадке для дискуссии, спора, вовлечения в сотворчество.

Чувствуя этот запрос аудитории, мы решили с помощью проекта «Театральный перекресток» разработать новые формы работы со зрителем и создать новые театральные предложения, чтобы отвечать запросам разных возрастов и социальных групп, а также развить навыки и знания театральных профессионалов.

– На какой срок рассчитан проект?

 На два года. Он был запущен в октябре 2018-го, а закончится в августе 2020-го.

– Название проекта символично? Как оно появилось? 

Театр основан на синтезе и пересечении разных жанров и художественных средств. Это все знают. Мы хотим найти новые «перекрестные» формы работы со зрителем, которые в современном театре пока нельзя назвать устоявшимися моделями. Наш «Театральный перекресток» – это, прежде всего, пересечение профессионального и зрительского интересов, и право выбора, удовлетворяющего потребности обеих сторон. А название как-то само пришло. И, как нам кажется, оно очень точно отражает наши цели и задачи.

– Какие цели и задачи у проекта?

 Как я уже и сказала, цель — разнообразить культурные услуги, дополнив их новыми формами, которые бы соответствовали зрительским запросам. Для этого будут  привлечены молодые профессионалы в области театра. Именно молодые специалисты обладают современным видением и живым умом, они способны стать драйверами в развитии актуальных и востребованных театральных услуг.

Важнейшей задачей является сделать театральные услуги доступными для аудитории по обе стороны границы, чего мы хотим достигнуть с помощью мобильных сценических площадок, которые можно будет перемещать в разные населенные пункты, а также показывать так называемые «ландшафтные» спектакли, то есть спектакли на открытом воздухе, вписанные в ландшафт.

Конечно, повышение уровня подготовки специалистов в области театра, в первую очередь молодых, тоже задача проекта. И укрепление, и развитие трансграничного сотрудничества в области театрального искусства путем создания совместных постановок и программ.

– Что такое мобильная сценическая площадка? 

 Это разборная сценическая конструкция, которая легко монтируется и которую легко перевозить в специальном фургоне. Мобильная сцена оборудована также световым и звуковым оборудованием,  местами для зрителей.

В рамках проекта будут приобретены две мобильные сценические площадки. Одна из них – для показа спектаклей вне театра: в парке, на городской площади, в удаленных населенных пунктах, где нет здания театра или дома культуры. Вторая – площадка для показа бэби-спектаклей, которая также будет мобильной и предназначена для показа спектаклей для детей от 0 до трех с родителями. Целевая группа проекта – дети и семьи, а также молодежь.

 

– Почему именно семьи с детьми и молодежь?

 Среди этих групп наблюдается повышенный интерес к театру. К тому же, привлекая в театр детскую и молодежную аудиторию, мы формируем свою будущую целевую аудиторию.

– Какие мероприятия запланированы в проекте «Театральный перекресток»? 

Семинар-лаборатория «Методика создания бэби-театра» прошел в ноябре 2018-го. По итогам совместной работы в 2019 году выйдет пилотный спектакль. Это также лаборатория «Актерская школа Н.В. Демидова» на территории Национального театра Карелии в мае.

На этой неделе с 17 по 22 мая в Финляндии состоится семинар для технических специалистов по современным технологиям в области света, звука и видео, в котором примут участие специалисты нашего театра и Театра кукол Карелии. Семинар будут вести известные финские специалисты и эксперты в области медиатехнологий.

Проведем два летних театральных лагеря – один в Финляндии в июне 2019-го, другой в России летом 2020-го.

Эти мероприятия позволят привлечь молодых специалистов и создать условия для генерирования новых идей, новых театральных продуктов.

Проект завершится гастрольным туром по приграничным территориям, во время которого жителям российской Карелии и приграничной Финляндии будут представлены созданные во время проекта постановки и программы. Мобильные сценические площадки позволят показать спектакли как в туристических местах, так и для местных жителей. Предполагается, что тур охватит четыре населенных пункта на территории России и четыре в Финляндии.

 

–Как прошли первые мероприятия проекта?

– Рабочую группу лаборатории по бэби-театру составили 10 участников — актеров и студентов актерских отделений – по пять из Финляндии и России. Модераторами выступили режиссер театра кукол, кандидат искусствоведения, арт-директор Летней лаборатории фигуративного театра Анна Иванова-Брашинская (Санкт-Петербург, Россия), художник и актриса Саша Полякова (Париж, Франция) и художник по движению Александр Козин (Петрозаводск, Россия). В ходе семинара проходили занятия по body-work, работе с объектом, контактной импровизации, участники получили теоретические знания по бэби-театру, дизайну сценического пространства и объекта, психологии детского восприятия. Семинар, действительно, стал для каждого участника глубоким переосмыслением основ театра вообще и ярким практическим опытом. Следующим этапом станет создание бэби-спектакля.

В лаборатории «Актерская школа Н.В. Демидова» приняли участие 12 профессиональных артистов — пятеро из Финляндиии и семеро из Карелии. Лаборатория прошла на основе программы, разработанной профессором Андреем Малаевым-Бабелем в Институте искусства актера «Асоло» при Государственном университете штата Флорида в США — одной из десяти ведущих театральных школ Америки. Лаборатория проходила в течение пяти дней: за это время актеры прошли путь от самых простых этюдов, в которых есть только текст, до сложных этюдов с заданными обстоятельствами. Следуя авторской технике, актеры учились быть и жить на сцене естественно и непроизвольно, отталкиваясь от обстоятельств текста и партнёров. На открытом уроке можно было ощутить ту тотальную работу, которую проделали в течение этих дней участники лаборатории вместе с ее мастером Андреем Малаевым-Бабелем и его ассистентами Лилией Шафеевой и Алексеем Эйдлиным.

Также Малаев-Бабель провел однодневный семинар для большей аудитории, в котором приняли участие актеры всех театров Петрозаводска и финские студенты, обучающиеся на актерском курсе Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова. Мы получили огромное количество положительных отзывов от участников, что говорит о значимости и необходимости подобных образовательных программ для актеров.

– Какие вы ожидаете результаты проекта и что нового проект привнесет в жизнь приграничных регионов?

– Мы уверены, что перекресток все-таки даст свои плоды, и нужная точка пересечения будет найдена! На приграничных территориях появятся новые театральные услуги, соответствующие запросам современного зрителя. Эти услуги станут более доступными, благодаря мобильным площадкам. Территории-участники проекта станут более привлекательными для туристов.

Специалисты в области театра, в первую очередь молодые, получат новые навыки и умения, и создадут новые международные связи в области театрального искусства. Мы надеемся, что возможность профессионального развития в регионе будет способствовать тому, чтобы люди молодые специалисты оставались работать на местах.

Практическим результатом станет создание по меньшей мере двух совместных спектаклей, предполагается, что один из них будет ландшафтным, и одного бэби-спектакля.

Также будет создан приграничный методический центр-инкубатор социокультурных и образовательных мероприятий новых форматов, который будет функционировать и после завершения проекта. Методический центр будет предлагать театрам методические разработки, созданные во время проекта.

Проект «Театральный перекресток» поддержан программой приграничного сотрудничества Россия-ЕС «Карелия». Партнерами проекта выступают театральные, образовательные и общественные организации из Карелии и Финляндии, ведущий партнер – Национальный театр Карелии.

Фото Национального театра Карелии

Следить за новостями проекта можно на сайте Программы: https://kareliacbc.fi/index.php/en/projects/theatre-crossroads-ka3118

а также в соцсети: https://vk.com/theacro

Exit mobile version