V республиканский День сельской школы: комментарии, вопросы и последействия
Вот и отшумел очередной республиканский День сельской школы, состоявшийся традиционно в феврале и, как обычно, в Институте педагогики и психологии ПетрГУ. Из одного дня он вырос в два, стал масштабнее, надеюсь, значительнее. Позволю себе некоторые комментарии о прошедшем событии, поделюсь возникшими размышлениями и вопросами.
Каждый год оргкомитет Дня стремится подготовить программу, которая чем-то обогатит, чему-то научит, чем-то поможет педагогам из карельской глубинки. И на этот раз, принимая сельских, столичные старались. Докторов-профессоров, лучших специалистов позвали, чтобы рассказали о последних научных новостях и об образовательных инновациях. Министерство образования впервые, на моей памяти, попробовало объединить трудно объединяемые ведомства, пригласив их к участию в дискуссии на круглом столе. Свои лучшие практики показали десять сельских школ, а маленькая Матросская школа вместе с местным самоуправлением принимала у себя коллег, ведь «лучше один раз увидеть, чем сто – услышать». Каждый желающий может познакомиться с этими материалами по ссылкам: file.sampo.ru/9q973r и file.sampo.ru/2945gr
В эти же дни в поддержку нашего Дня сельской школы собрал учёных, практиков, руководителей и общественников Всероссийский конгресс «СЕЛО-РФ». Почти три часа в Общественной палате РФ проходил большой разговор о проблемах российских сельских школ – сходных и отличных от наших. Не пожалейте времени, поинтересуйтесь: oprf.ru
Когда организаторы подсчитали общее количество участников, выяснилось, что на разных мероприятиях карельского форума побывали более 170 человек. 14 районов республики съехались, Прионежье и Пряжинский – почти все школы, а некоторые, в том числе неблизкие, приехали педагогическими командами. Многие здесь встречались как старые и добрые знакомые.
Но почему опять не было Лоухского района? Вот и из Калевальского собирались приехать, да не доехали. Невесёлый казус: не отпустили на форум представителей школ №19 и №32 Петрозаводского городского округа, потому по новому положению они «более не относятся к малокомплектным». Восточный Пудожский и дальние западные районы были представлены единицами. Согласна, далеко и затратно по времени и по деньгам. Однако давно не бывали когда-то активные гирвасские, кончезерские, коткозерские педагоги – эти-то рядом. Случайно или неслучайно не получается многим школам собраться раз в году? Сами не рвутся или начальство против? Не является ли одной из причин нежелание знать, действовать, что-то менять? Тревожат такие тишина и самодостаточность. Слишком много примеров их печального завершения.
Возникают особые вопросы и по поводу межведомственного круглого стола. Обсуждаемая тема «Доступное качественное образование – ресурс развития сельской территории» – сложная, всех касающаяся. На рабочей группе по его подготовке были представители десяти ведомств-министерств, но на форум дошли только пять. Назову тех, кто пришёл и выступил: Министерство культуры, Управление Главы Республики Карелия по вопросам муниципального развития, Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства. Спасибо им за понимание, за отношение к образованию как мотору развития села и территорий нашей республики. Однако остальные, почему отошли? В селе ведомственное разделение заканчивается, чаще всего всё здесь концентрируется в одной точке – в школе. Почему же в столице по отдельности? Когда, наконец, закончится межведомственная разобщённость (если не противостояние), в основе которых, предполагаю, пресловутые провинциальность и зашоренность и слишком часто личные амбиции?
Отрадно было видеть представительство Рескома профсоюзов, Законодательного Собрания РК. Последних участвовало шестеро, трое из них – непосредственно из Комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике. Пока из депутатов только Ольга Шмаеник была активна в теме, но другие слушали и, надеюсь, услышали.
А вот уходить до завершения – это нехорошо, пусть и дела есть очень важные. Где и когда ещё можно услышать о народных проблемах из первых уст? Увы, такие уходы нынче обычное дело для многих руководителей и ответственных лиц.
Вопросы о качестве образования учеников и выпускников сельской школы непростые, ответы на них неоднозначны и не укладываются типовые измерители ЕГЭ и ГИА. Лишь некоторые из них: готовит ли сельская школа своих выпускников к достойной трудовой и личной жизни в своём посёлке, деревне, селе? где карельские агрошколы, лесные школы, школы малого бизнеса? почему сворачивают работу пришкольные участки, исчезают лесные академии, ученические производственные бригады? умно ли оценивать эффективность сельской школы по показателю уехавших – поступивших в вузы других городов и стран и не вернувшихся на малую родину?
Отдельно скажу о выезде в Матросское поселение, в учреждение, где по факту под одной крышей и школа, и детский сад, и местная администрация, и поселковая библиотека, и ФАП. Реальный, а не эфемерный, сельский социокультурный комплекс получился в связи с непростыми жизненными обстоятельствами: нет в маленьком посёлке иных условий. Здесь сложилось (!), что власть, образование, культура, общественность – все вместе, не делясь и не перекладывая ответственность, решают разные проблемы каждого из односельчан – детей, подростков, юных и старших.
Настроение встречи подпортило известие, что Матросской школе приостановили аккредитацию из-за неудачно выполненных контрольных работ в 4-м и 9-м классах. При этом, принимая такое решение, министерство сами работы учителям не показало, над ошибками предстоит работать вслепую. По-моему, нельзя согласиться, что школа, воспитанники которой уверенно и вдохновенно рассказывают о своих исследовательских проектах, читают стихи собственного сочинения, демонстрируют оригинальные творческие работы, свободно общаются, компетентно отвечают на вопросы гостей, может быть так сурово наказана на основе только этого показателя. Что-то здесь не так…
А матросские педагоги и школьники – молодцы: с настроением справились и показали гостям достойный уровень. Жаль, не было на выезде никого из республиканского образовательного ведомства, из Центра оценки качества образования.
Готовили республиканский День сельской школы немало времени. Провели, показалось, мгновенно. Ещё две недели ушли на правку-корректировку итогового документа, что обсуждался на форуме и располагается ниже по тексту. На этот раз документ назван «Рекомендации и предложения». Почему так? Потому что научно-практический педагогический форум никого не обязывает, не приказывает и не заставляет. К этим предложениям можно прислушаться, а можно и проигнорировать – пропустить их мимо, как и не было. Дело совести.
Для кого эти рекомендации? Да прежде всего для самих сельских школ, их педагогов, родителей и сельских жителей. Совсем неплохо если заметят и/или сочтут необходимым увидеть себя в рекомендуемом списке ответственных и иные учреждения, организации и персоны. Это к тому, что за наши сельские школы и за наши села нам отвечать как всем миром, так и каждому в отдельности.
Пожелание нашей Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ, которой в августе 2017 года исполнится 5 лет. Настоящее время требует более чёткого самоопределения учреждений и отдельных людей: быть или не быть в составе Ассоциации. Надо подумать о корректировке круга фактических и потенциальных участников: снять ограничения малочисленности и малокомплектности. В то же время, необходимо, на мой взгляд, перейти от ассоциативных (исключительно добровольных, мало обязательных) отношений к формату НКО (некоммерческой общественной организации). И сделать это оперативно.
Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета; исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия
Медиацентр ПетрГУ о Дне сельской школы
Рекомендации и предложения
V республиканского Дня сельской школы Республики Карелия
10-11 февраля 2017 года в Петрозаводске состоялся научно-практический форум «V республиканский День сельской школы Республики Карелия», организованный с целью поддержки развития малых поселений и сельских образовательных организаций Республики Карелия, в рамках Всероссийского научно-практического конгресса «Комплексное социально-экономическое развитие сельских территорий и малых поселений – основа национальной безопасности России» – «СЕЛО-РФ» и Плана (комплекса мероприятий) по поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности, в том числе малокомплектных, на период до 2020 года.
В форуме приняли участие более 170 человек – руководителей и педагогов сельских образовательных организаций РК; представителей местного самоуправления; руководителей структурных подразделений, преподавателей, специалистов, студентов Петрозаводского государственного университета; специалистов Министерства образования РК, Карельского института развития образования, Петрозаводского педагогического колледжа; представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, Рескома КРО профсоюза работников образования и науки, республиканских ведомств, общественных организаций, СМИ.
Участники научно-практического форума считают образование важнейшим фактором социально-экономической стабильности и развития сельских территорий Республики Карелия и определяют поддержку сельских образовательных организаций как одно из приоритетных направлений совместной деятельности законодательной и исполнительной власти, учреждений различных ведомств, общественного движения, СМИ. Объединение усилий и ресурсов разных социальных институтов в настоящее время становится основным механизмом достижения доступного качественного образования и его потенциального следствия – социального благополучия в сельской (негородской) местности региона.
Основываясь на этих положениях, в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Карелия, форум определяет следующие рекомендации и предложения:
- Поддержать идею интеграции усилий и ресурсов законодательной и исполнительной власти, учреждений и организаций различных ведомств, общественного движения. Рекомендовать планировать интеграционную составляющую – вклад, ответственность, непосредственное участие… – в мероприятиях разных уровней (республиканских, муниципальных, местных), направленных на поддержку развития образования в сельской (негородской) местности РК. Практиковать проведение межведомственных совещаний, конференций, круглых столов по обозначенному направлению.
- Шире развернуть деятельность по обмену актуальной научно-практической информацией, популяризации положительного опыта сельских образовательных организаций, сельских поселений РФ и РК. Отв.: Лаборатория ТиПР СШ ПетрГУ, Карельский институт развития образования, Ассоциация СММкШ РК, СМИ.
- В современных условиях освоения и внедрения ФГОС общего и профессионального образования, профессиональных стандартов и иных инноваций в образовании организовать и систематизировать профессиональную подготовку, дополнительное педагогическое образование, переподготовку педагогических кадров по актуальным для сельских образовательных организаций и сельского социума направлениям:
— агроэкологическое, этнокультурное образование, трудовое воспитание и обучение, ориентирующие сельских школьников на успешную трудовую деятельность и жизнь в сельской местности;
— инновационные модели, вариативные формы организации образования (обучения, воспитания, социализации и развития) в малочисленных образовательных организациях;
— профилизация старшей школы, ориентированная на потребности личности и на запросы социально-экономического развития сельских территорий, малых поселений республики;
— участие сельских детей и подростков в Российском движении школьников.
Отв.: за практическую реализацию – сельские образовательные организации РК; за научно-методическое и организационное обеспечение – Министерство образования РК, управления и отделы образования муниципальных районов РК, Лаборатория ТиПР СШ ПетрГУ, Карельский институт развития образования, Ассоциация СММкШ РК.
С целью реализации высказанных рекомендаций и предложений:
— провести в 2017 году анализ и прогнозирование региональных потребностей в подготовке и переподготовке педагогических кадров для малых поселений и сельских образовательных организаций республики. Обеспечить проведение социально-педагогических исследований по запросам управлений муниципальных систем образования, сельских образовательных организаций, отдельных педагогов с привлечением научно-педагогических кадров и обучающихся (студентов) научных и профессиональных образовательных учреждений РК. Отв. Министерство образования РК, Министерство труда и занятости населения РК, ПетрГУ (Лаборатория ТиПР СШ и другие структурные подразделения университета);
— совершенствовать мониторинг результатов и условий образования (инструментарий и методы обработки данных) с учётом специфики образования, реализуемого в сельской местности. Усилить общественное участие в оценке качества образования в сельских образовательных организациях. Обеспечить открытость подведения итогов контрольных проверочных работ и иных форм оценки качества образования – предоставлять учителям, обучающимся и родителям полную информацию о результатах их выполнения. Отв. Министерство образования РК, Центр оценки качества образования, органы местного самоуправления, общественные организации;
— организовать и провести летом 2017 года двух-трехдневный обучающий семинар (курсы повышения квалификации) коллективов педагогов малочисленных малокомплектных школ на базе сельской школы (Шокшинская СОШ Прионежского района). Отв. Карельский институт развития образования, Лаборатория ТиПР СШ ПетрГУ, Ассоциация СММкШ РК;
— тематику межрегионального педагогического конкурса «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами» 2017-2018 гг. определить в проблематике организации, реализации и эффективности совмещенного обучения в сельской школе; усилить методическую направленность конкурса; подготовить на его основе методическое пособие для сельских педагогов. Отв. Карельский институт развития образования, Лаборатория ТиПР СШ ПетрГУ, Ассоциация СММкШ РК;
— продолжить работу по совершенствованию закона о малокомплектной школе Республики Карелия с привлечением педагогической общественности и других социальных институтов. Отв. Законодательное собрание РК, Министерство образования РК, Лаборатория ТиПР СШ ПетрГУ, Ассоциация СММкШ РК.
Рекомендации и предложения обсуждены и приняты 10-11.02.2017.
Т.И. Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ
Республики Карелия
З.Б. Ефлова, исполнительный директор Ассоциации СММкШ РК;
заведующая лабораторией теории практики развития сельской школы
института педагогики и психологии ПетрГУ