В модели «Школа – Учительский дом» под крышей одного здания находятся жилые помещения для семьи педагогов, учебный кабинет для школьников с первого по четвертый класс, спортзал, столовая, кабинет для дошкольной разновозрастной группы.
Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.
8. Модель «Школа – Учительский дом»
Невероятно, но это так: в обновляющейся России под угрозой закрытия находятся школы, имеющие столетнюю историю, составляющие сокровищницу отечественного образования – сельские, отдалённые от центров, малочисленные малокомплектные. Разумеется, что школы с малой наполняемостью требуют специальных подходов к модернизации и нормативному обеспечению. Модель сельской малочисленной образовательной организации «Школа – учительский дом» можно отнести к такому особому решению.
Учитель обучает детей младшего школьного возраста на дому. Идея не нова. В дореволюционной и в советской России в школах были квартиры учителей, проживание педагогов «при школе». В сельской местности такие школы открывались на один-два класса-комплекта (не более 10—15 учащихся).
Школа – Учительский дом – это интегративная модель сельской образовательной организации, при которой в едином образовательном пространстве реализуются общее начальное и дошкольное образование (как модель «Школа – детский сад), а в профессиональной деятельности педагогов интегрированы стандартные педагогические функции, а также иные функции по обеспечению образовательного процесса и функционирования школьного здания.
Проще сказать: Школа – Учительский дом заменяет в удаленных населенных пунктах начальные школы и детские сады. Под крышей одного здания находятся жилые помещения (квартира) для семьи педагогов, учебный кабинет для школьников с первого по четвертый класс, спортзал, столовая, кабинет для дошкольной разновозрастной группы.
Главными признаками модели, отличающими её от других общеобразовательных учреждений, являются:
- учительский дом – это одновременно общеобразовательная организация и квартира для семьи учителей;
- учителя, имея высшее образование, должны осуществлять педагогическую деятельность, но кроме этого быть управленцами и экономистами, а также они могут разделять между собой обязанности технического персонала (повара, дворника, садовника, сторожа, технического работника) или нанимать соответствующих специалистов;
- учитель-директор волен распоряжаться выделенными школе средствами и формировать штатное расписание по своему усмотрению.
С 2010 года данная модель практикуется в Пермском крае. Разработаны и реализуются её варианты/модификации в Новосибирской, Томской, Нижегородской областях, в республиках Татарстан и Хакасия.
В Пермском крае для типового решения выбран проект строительства «Учительских домов» на 20 учащихся с первого по четвертый класс. В Учительском доме размещаются: в одной половине – учебные комнаты для занятий, игровая, кухня-столовая, санитарные комнаты, а во второй – благоустроенная квартира учительской семьи.
В этом субъекте РФ принят вариант Учительского дома в статусе негосударственного (частного) учреждения, который, по мнению руководителей образования, имеет значительный экономический эффект для регионального бюджета:
- учреждение становится финансово-самостоятельным в полном смысле этого слова. Учреждение самодостаточно и не требует дополнительной финансовой поддержки;
- средств, полученных из краевого и местного бюджетов по нормативно-по душевому принципу из расчета на 1 учащегося в год вполне достаточно для нормального функционирования;
- достигается существенное повышение заработной платы педагогов. В первую очередь по причине невысоких затрат на содержание здания, прежде всего по коммунальным услугам. Кроме того, в результате перераспределения полученных средств между статьями расходов. Главная экономия – в штатном расписании. В отличие от обычного учебного заведения здесь руководитель образовательного учреждения и педагог начальной школы – одно лицо. Сама семья занимается финансовой и хозяйственной деятельностью, организует питание школьников.
Однако экономические эффекты, на наш взгляд, во-первых, не должны быть доминирующими, во-вторых, они нуждаются в тщательном разностороннем анализе. В частности, возникают вопросы о нагрузке/перегрузке педагогов, о нормативно-правовом и финансовом обеспечении и др.
В Нижегородской области сельские школы модели «Школа – Учительский дом» являются муниципальными учреждениями с широким набором прав руководителя. В области есть варианты как строительства нового здания, так и переоборудования школьного в соответствии с модельными характеристиками.
Педагогические и социальные эффекты как преимущества модели «Школа – Учительский дом»:
- Осуществляется качественное дошкольное и школьное образование сельских детей по месту жительства, без отрыва от семьи.
- Решается проблема дефицита педагогических кадров.
- Привлекаются высококвалифицированные кадры, молодые специалисты закрепляются в отрасли образования.
- Сохраняется школа как фактор социально-экономической и социокультурной стабильности деревни.
Риски:
Существуют определенные риски при реализации деятельности школы: насколько педагоги смогут справляться с целым набором непедагогических функций, а также с совмещением основных и специальных предметов начальной школы (иностранный язык, информатика, физическая культура).
Следующий риск – это социальные обстоятельства семьи педагогов, такие как развод, рождение детей, превышение собственных детей педагогов начального школьного возраста. Необходимо продумать социальные условия и гарантии педагогов, преемственность.
Основной риск при реализации модели, по мнению управленцев и экономистов, – это существенное сокращение или прекращение потока детей в школу в силу демографической ситуации. Необходимо продумать, каковы в этом случае механизмы распоряжения имущественным комплексом, права и гарантии всех сторон – регионального, муниципального бюджетов, и педагогов, работающих в школе.
Названные и неназванные здесь риски и трудности в какой-то мере могут быть преодолены, если педагогам, взявшимся за столь сложную работу, будут оказаны соответствующие и своевременные поддержка и помощь, организовано специальное управленческое и научно-методическое сопровождение – это к управлению образования. Таких педагогов нужно специально готовить, создавать возможности для систематического повышения их квалификации – это к вузам и системе дополнительного профессионального образования. Педагогам, решающим, что очевидно и понятно, свои жизненные проблемы, при этом должны быть свойственны черты сподвижников и просветителей, земского учительства… – это только к самому учителю, который был и остаётся ключевой фигурой образования на селе.
Адреса опыта:
Российская Федерация:
- МБОУ «Лукинская начальная школа – детский сад «Учительский дом»», Богородский муниципальный район, Нижегородская область / Официальный сайт школы. URL: http://lukinschool.edusite.ru/p1aa1.html (дата обращения 28.04.2019).
- МБОУ НОШ «Учительский дом в д. Овечий Овраг», Краснооктябрьский район, Нижегородская область / Сайт Администрации Краснооктябрьского муниципального района. URL: http://kro.omsu-nnov.ru/?id=21220 (дата обращения 28.04.2019).
Литература и источники:
- Альтернатива типовой школе: телерепортаж // Телеканал ОРТ. Дата размещения 29.08.2015. URL: https://otr-online.ru/news/uchitelskii-dom-kak-ppart-71777.html (дата обращения 28.04.2019).
- Время подсказало проект // Российская газета. Дата размещения 02.09.2013. URL: https://rg.ru/2013/09/02/reg-pfo/perm-dom-anons.html (дата обращения 28.04.2019).
- Грязнова И.Н. Обеспечение современного качества общего образования в сельской малокомплектной школе путем реализации проекта «Учительский дом»: презентация. Дата размещения 2015 год. URL: http://www.myshared.ru/slide/135407/ (дата обращения 28.04.2019).
- Калинин А. Учительский дом – начало начал // Интернет-газета «Столетие». Дата размещения 14.11.2011. URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/uchitelskij_dom__nachalo_nachal_2011-11-14.htm (дата обращения 28.04.2019).
- Проект «Учительский дом» в Пермском крае – уникален Дата размещения 30.10.2012. URL: http://subsidii.net/жилищные-субсидии/новости/item/137-проект-учительский-дом-в-пермском-крае-уникален.html (дата обращения 28.04.2019).
- Рассказова Л.В. Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России. Автореф. дисс. исслед. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Томкск, 2014. – 24 с. URL: https://www.tspu.edu.ru/images/science/autoref/Itog%20Avtoreferat%20Rasskazovoy%20L.V..pdf. (дата обращения 28.04.2019).
- Учительский дом-школа-сад: видеофильм. Дата размещения 08.12.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uL7oh1kT4K8 (дата обращения 28.04.2019).
- Шесть школ открылись в новом учебном году в Пермском крае // БЕЗ ФОРМАТА. Дата размещения 02.09.2015. URL: http://perm.bezformata.com/listnews/novom-uchebnom-godu-v-permskom/37288527/ (дата обращения 28.04.2019).
Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ:
Светлана Воеводина, Олеся Дорофеева, Мария Прохорова
Дополнение З.Б. Ефловой:
В нынешней практике сельских школ нашей республики таких целенаправленно созданных моделей нет. Но опыт обучения в учительском доме, в прямом смысле этого слова, был не так давно, например, в Койвусельге Пряжинского района, когда первоклассник обучался на квартире учителя, пока не окреп для проживания в пришкольном интернате.
Модель видится вполне реальной и перспективной для дальних поселений Республики Карелия, но школы при этом нужно строить или капитально перестраивать, а не размещать в разрушающихся ветхих зданиях.