Интернет-журнал «Лицей»

«Это не беда – это настоящее горе»

 

Волна оптимизации, а по сути ликвидации школ, нарастает в Карелии буквально с каждым днем. Неудивительно, что на вчерашней встрече в Законодательном Собрании РК эмоции зашкаливали. Выступавшие рекомендовали правительству экономить на себе.

 

Люди пишут многочисленные обращения – президенту, главе республики, депутатам, ссылаясь на нарушение Конституции, законов об образовании, защите прав детей. Ситуацию еще больше накалила новость, ставшая известной накануне: по условиям Минфина РФ бюджет республики  нужно сократить еще на полтора миллиарда рублей.

Круглый стол длился три часа вместо запланированных двух. Инициировал его профильный комитет парламента Карелии, заваленный письмами педагогов, родителей, работников учреждений культуры, под каждым из которых десятки, а то и сотни подписей. Это действительно глас народа, подобные сигналы из всех районов республики  поступают и в профсоюз работников образования, в СМИ.

На встречу в парламент были приглашены министры образования, культуры, финансов, главы районов, детский омбудсмен. Приехали директора школ, профсоюзные лидеры, руководители общественных организаций, собрались депутаты всех фракций. Большой зал парламента был практически полон.

Зампредседателя ЗС РК Ирина Петеляева в начале встречи сделала акцент на нарушениях законодательства при оптимизации бюджетных учреждений: «Мы все должны работать в правовом поле».

Замминистра образования  Карелии Татьяна Васильева первой вышла на трибуну, поскольку больше всего претензий высказывается к февральскому приказу № 302 Минобразования Карелии «Во исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета Республики Карелия и совершенствованию долговой политики Республики Карелия па 2013 — 2016 годы». После его появления на местах начались лихорадочные попытки сэкономить: из средних школ сделать основные, разновозрастные классы объединить, детей отправить в интернаты, закрыть детдома…

 

Татьяна Васильева парировала обвинения, утверждая, что в приказе №302 нет ничего принципиально нового, что там прописаны мероприятия из принятых ранее для каждого муниципалитета дорожных карт по повышению эффективности образовательных учреждений.  Констатировав, что в ряде районов есть признаки стагнации, она перечислила ее признаки на примере Медвежьегорского района.

Первым признаком стагнации Васильева назвала неэффективное расходование средств: доля административно-управленческого персонала составляет 59% при показателе 40%, субвенция на общее образование расходуется на содержание работников столовых, главных бухгалтеров и т.п. Далее следует снижение качества образования – самая худшая ситуация в республике по итогам 2013/2014 годов именно в Медвежьегорском районе, заявила замминистра, при этом «ни одного вразумительного предложения» по исправлению положения на августовском педсовете она не услышала. Третий признак стагнации в районе – сокращение контингента обучающихся. Средняя наполняемость 10-11 классов в сельских школах Медвежьегорского района – 5 человек.  К признакам стагнации в районе Татьяна Васильева отнесла также закрытость педагогического сообщества, не участвующего в региональных мероприятиях, и самоустранение от организации учебного процесса в новых условиях: используется только классно-урочная система.

В конце выступления Татьяны Васильевой щум в зале парламента усиливался, слышались протесты, выкрики с места. Председатель комитета Андрей Рогалевич, который вел собрание, признал, что «весь президиум кипит». Татьяна Васильева завершила выступление словами, что «для любой реорганизации нужна серьезная подготовительная работа. Там, где она началась в мае, эта работа обречена на провал».

Совсем иначе, спокойно, было воспринято выступление министра культуры Карелии Елены Богдановой. Она откровенно рассказала о проблемах отрасли, которые обострились с принятием закона, по которому полномочия были переданы с уровня района на уровень поселений. Министр убеждена: «Без вертикали ничего не получится. Это я вам честно говорю». По словам Елены Богдановой, в каждом случае они ищут индивидуальное решение, найдено такое и по Ребольскому ДК, где остался всего один специалист. По признанию Андрея Рогалевича, с министром культуры, одной из немногих, удается вести диалог. Богданова и Рогалевич договорились выехать в ближайшее время в поселки Олений и Черный Порог, где сложилась острая ситуация.

Заместитель министра финансов Светлана Алексеева, проинформировав о дефиците бюджета как главной проблеме, в то же время считает, что правительство не сокращает расходы на образование, а постепенно всё ставит на места, приводя в норму межбюджетные отношения.

Все участники встречи, выступившие в обсуждении, говорили исключительно о ситуации в  образовании республики и нелестно комментировали слова Татьяны Васильевой.

Игорь Панкратов, глава Великогубского поселения Медвежьегорского района, зачитал обращение местных депутатов, в котором они высказывают обеспокоенность ежегодным сокращением субвенции на общее образование из республиканского бюджета. Цифры впечатляют (привожу без тысяч рублей): 2014 год – 210 млн рублей, 2015 – 181 млн, 2016 – 170 мил, 2017 – 150 млн. Депутаты района назвали решение по сокращению финансирования неконституционным. Заксобрание, отметил Панкратов,  тоже должно взять на себя ответственность за это решение, считают они.

Панкратова возмутил «несправедливый вердикт» Татьяны Васильевой о низкой эффективности школ Медвежьегорского района. Он привел в пример успехи школьников на олимпиадах и Федосовские чтения, специально для которых ученики под руководством учителей  проводят исследования по истории Заонежья, высоко оцененные учеными КарНЦ РАН  .

— Какой хозяин, такое и хозяйство! – после этого резюме Игоря Панкратова зал взорвался аплодисментами.

Директор Шуньгской средней школы Медвежьегорского района Марина Горячева, которую планируется сделать основной, а старшеклассников отправить в интернат, как показалось, еле сдерживала слезы:

— Люди добрые! Не военное время, чтобы дети жили в интернате! Я за разумную оптимизацию, не рубите сплеча.

Начальник управления образования,  по делам молодежи, культуре и спорту Медвежьегорского района Галина Пахомова заверила собравшихся, что в этом году район выкрутится, но на следующий год, когда еще сократят субвенцию, придется сокращать школы.

В Карелии множество примеров, когда вслед за закрытием школы, умирало и село. Ситуацию и проблемы сельских школ республики досконально знает Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ. Она писала недавно в «Лицее» на эту горячую тему.

Назвав с трибуны парламента  приказ № 302 Минобразования «припрятанным», Зинаида Ефлова привела такие данные: 91 школа в Карелии подлежит реорганизации, из них 65 сельских. Она напомнила, что по закону для решения не только о ликвидации школы, но и о ее реорганизации необходимо решение сельского схода и положительное заключение комиссии по оценке последствий такого решения. Состав комиссии не должны определять заинтересованные в определенном решении лица. Ассоциация сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия предлагает включать в состав комиссии представителей из других районов Карелии.

— Я против филиализации школ, — закончила свое выступление Зинаида Ефлова. – В Карелии не знаю ни одного случая, когда бы базовая школа заботилась о школах-филиалах.

Не только сельские школы может накрыть волна оптимизации. По словам Розы Ключаревой, руководителя Карельской региональной общественной организации родителей, имеющих детей-инвалидов «Особая семья«, оптимизация ждет коррекционные интернаты – и это при том, что за последние годы количество детей-инвалидов в республике увеличилось с 1200 до 4 тысяч.

Директор Беломорской вечерней школы  Сергей Щуковский вышел на трибуну, чтобы проинформировать о тотальном закрытии вечернего образования. Вечерние школы сейчас – это не школы рабочей молодежи, рассказал он, в 90-е годы получить образование сюда пришли подростки. Три года назад здесь сделан портал дистанционной поддержки образования. Он привел примеры, где работают их выпускники – все отрасли, вплоть до РОВД.

— Это ли не социальная роль учреждения, которое собираются реорганизовывать? – сказал Сергей Щуковский  и обратился к Татьяне Васильевой: — Причины стагнации названы верно, но, оказывается, министерство образования не при чем, оно у нас статистику собирает!

Поддержала коллегу директор вечерней Шуйской школы, председатель профсоюзной организации Прионежского района Клавдия Булавкина и выдвинула радикальное предложение, поддержанное потом  и в других выступлениях:

— Может быть, оптимизировать некоторые министерства, администрации и депутатов?

Примеры оптимизации сельских и городских школ в Сортавальском районе привела депутат ЗС РК Ирина Семенова, в Питкярантском – депутат ЗС РК Михаил Уханов, в Суоярвском – депутат ЗС РК Светлана Логинова.

— В Олонецком районе отключили свет в четырех образовательных учреждениях, долг – 690 тысяч, — рассказала депутат ЗС РК Александра Спиридонова. – Уроки укороченные, детей не кормят, света нет. Не пора ли всем нам жить по законам Российской Федерации?!

Резкую оценку происходящим в Карелии процессам дал руководитель общественной организации русской культуры «Русский Север» Вячеслав Агапитов:

—  В этом зале в 2008 году проходили парламентские слушания по Заонежью.  Планировались изменения. Прошли годы, а мы говорим об оптимизации. Это смерть, мы как на похоронах. У нас сегодня асоциальное государство.

Руководитель общественной организации русской культуры «Заонежье» Валентина Сукотова процитировала слова одной заонежанки, ребенку которой из-за оптимизации школы придется, видимо, жить в интернате: «Это не беда – это настоящее горе». Даже там, где намерены детей возить в школу и обратно, просто всё выглядит только на бумаге. А вот как в реальности:

— Первоклассник из Космозеро едет в Великогубскую школу за 15 километров. В 12-20 последний звонок, автобус обратно – в 15-30. Ребенок три часа без присмотра, болтается по школе, вместо того чтобы дома у бабушки обедать. В интернатах дети оторваны от семьи, это катастрофа!

Завершали вчерашнее заседание в парламенте члены Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи ЗС РК.

Эмилия Слабунова считает, что когда Минобразования республики говорит о стагнации в образовании, оно расписывается в собственной некомпетентности. Депутат напомнила о выводах Счетной палаты РФ: в результате оптимизации началось разрушение системы здравоохранения, культуры и образования. И предложила найти недостающие миллионы за счет сокращения недавно созданного госкомитета с дублирующими функциями.

Галина Васильева назвала приказ № 302 Минобразования РК направленным против ребенка, которому теперь не гарантировано право на образование. Она сообщила, что правительство намерено уменьшить норматив подушевого финансирования на ребенка – от 3 тысяч до 20 тысяч рублей в зависимости от типа школы. Больше всего пострадают, отметила Галина Васильева, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Алексей Гаврилов и Раиса Струкова поддержали предложение приостановить действие приказа № 302. .

Председатель комитета Андрей Рогалевич напомнил еще об одном федеральном законе, который нарушается в Карелии, — «Об основных гарантиях прав ребенка». Кстати, детский омбудсмен республики Оксана Старшова к этому моменту покинула зал парламента.

В резолюции совещания, принятой комитетом, требуется приостановить действие приказа № 302 Минобразования Карелии, внести изменения в постановление правительства РК, чтобы расширить список лиц, которые входят в состав комиссии при ликвидации и реорганизации школы, а окончательное решение принимать только после независимой оценки последствий ликвидации или реорганизации.

Члены Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи
Замминистра образования Карелии Татьяна Васильева: «Ничего принципиально нового в приказе нет»
Игорь Панкратов, глава Великогубского поселения Медвежьегорского района: «Депутаты Законодательного собрания тоже должны взять на себя ответственность»
Директор Шуньгской средней школы Медвежьегорского района Марина Горячева: «Люди добрые! Не военное время, чтобы дети жили в интернате!»
Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ: «Я против филиализации школ!»
Директор Беломорской вечерней школы Сергей Щуковский: «Оказывается, министерство образования не при чем, оно статистику собирает!»
Депутат ЗС РК Ирина Семенова: «Мы обсуждаем судьбу Карелии»
Руководитель общественной организации русской культуры «Русский Север» Вячеслав Агапитов: «У нас сегодня асоциальное государство»
Руководитель общественной организации русской культуры «Заонежье» Валентина Сукотова: «В интернатах дети оторваны от семьи, это катастрофа!»

 Фото Марии Голубевой 

Exit mobile version