Интернет-журнал «Лицей»

Битва за школу

{hsimage|Выпускники: «Почему вы говорите, что мы получили плохое образование? Половина нашего класса поступила в вузы!»||||}Объявленная в Петрозаводске реструктуризация школьной сети началась с беспрецедентного скандала.
 
Родители и ученики школы-комплекса № 45 не желают мириться с намерением городских властей слить ее с лицеем №1 и готовятся к митингу.
Он был намечен на 22 декабря, но по формальным причинам – не так оформлено уведомление – его запретили. Однако костер негодования это уже вряд ли потушит: родители намерены идти до конца в защите прав и интересов своих детей.
 
На общем собрании 1 декабря они сказали нет планам городских властей. И подтвердили свою позицию на встрече с главой самоуправления города Николаем Левиным 16 декабря и на общешкольном родительском собрании 22 декабря.
Мы уже писали в прошлом номере, что на ноябрьской пресс-конференции руководителя управления образования Петрозаводска Ирины Мирошник, как и в разосланном неделей раньше пресс-релизе управления, много говорилось о том, что город приобретет в результате объединения, и ничего о том, что потеряет. Мотив чиновников следующий: школа рассчитана на 1300 учеников, а обучаются в ней 460. Слияние позволит освободить здание детского сада, которое сейчас занимает начальная школа лицея.
{hsimage|«Если произойдет реорганизация, наши дети окажутся за порогом лицея»||||}На самом деле по последней лицензии школа № 45 рассчитана на 825 учащихся. Помещения не пустуют: здесь занимаются две спортивные школы, открыт комплекс «Дзюдо», работают кружки и секции, среди них знаменитая ракетного моделирования. Для справки: 16 школ в городе имеют численность учащихся ниже, чем 45-я. К тому же у школы хорошие перспективы по набору первоклассников, да и детей рождается все больше. Почему же все уперлось в 45-ю, кстати, находящуюся в центре микрорайона Древлянка? Логику управленцев мало кто понимает, а они внятно объяснить не могут.
Школа № 45 – социально ориентированная, она открылась 20 лет назад. Директором ее с первых дней была Светлана Станиславовна Артемьева, которая пришла со своей программой и своим коллективом. Его основу составили ее воспитанники по легендарному Форпосту имени Макаренко. Школа учит всех детей, независимо от их способностей, статуса родителей и национальной принадлежности. При этом результаты ЕГЭ неплохие, а по количеству полученных выпускниками золотых и серебряных медалей школа входит в десятку лучших в городе.
Из письма родителей Николаю Левину:
«Мы отдаем себе отчет в том, что многие из учащихся 45-й школы, кто не сможет осилить лицейскую программу, в итоге окажутся за воротами лицея. В школе № 45 начисто отсутствует практика поборов, здесь нет платных услуг на консультирование и репетиторство, что в иных ОУ давно стало нормой. Здесь ведется на бесплатной основе большая учебная, воспитательная работа с учащимися, образовательный процесс характеризуется демократичностью, доступностью для детей разного уровня подготовки. Школа учит детей быть социально состоятельными, активными гражданами».
– Те условия, которые 20 лет создавались в нашей школе для детей небогатых родителей, в основном из бюджетной сферы, теперь хотят отдать лицею. А большая часть учеников 45-й разбредутся по школам города, – убеждена С.С. Артемьева.
{hsimage|Неужели наше мнение ничего не значит?||||}Никогда ранее не приходилось видеть, чтобы родители так горячо и аргументировано отстаивали право своих детей учиться именно в той школе, которую они выбрали. Ведущий родительского собрания, проходившего 1 декабря в переполненном актовом зале школы, Олег Крантовский сказал, что привел своего сына в 45-ю школу осознанно и за 10 лет ни разу об этом не пожалел. И подобных выступлений было множество.
В школе учатся ребята из Азербайджана, Армении, Дагестана, Чечни. Мама одного из них, Эллада Мамедова, тоже взяла слово на собрании:
– Я обращалась в 43-ю школу, 46-ю – меня они не устроили, 45-я устроила. Мои дети двуязычны, смогут они учиться в лицее?
Выходили выпускники и своим примером – а они учатся на бюджетных местах престижных факультетов разных вузов – подтверждали качество образования в 45-й школе, о котором так пренебрежительно отзывалась И. Ю. Мирошник.
В конце собрания родители и старшеклассники попросили выйти своего директора и устроили ей бурную овацию. Это действительно уважаемый лидер школы. О чем, как я убедилась, и не подозревают управленцы по простой причине: в школе они не бывают. Может, побаиваются Артемьеву – человек она прямой, отстаивает интересы детей бескомпромиссно и горячо.
На первое собрание родители пригласили должностных лиц республиканского и городского уровней, которым задали конкретные вопросы. Управленцы – Ирина Юрьевна Мирошник и зам. мэра Лариса Анатольевна Подсадник – не ответили конкретно ни на один вопрос, никакого обоснования своему решению не привели: мол, еще не время.
В управлении образования явно не ожидали встретить такое сопротивление своим намерениям. И вместо того чтобы признать, что непросчитанные управленческие решения привели к конфликту, власть во всем обвинила Артемьеву. Глава самоуправления Николай Левин прислал ей письмо с предупреждением о прекращении трудового договора с 21 декабря. По словам представителей совета родителей, которые 16 декабря были на встрече с городским головой, он убежден в правильности принятого решения и по школе, и по директору.
– Иногда экономическая целесообразность может привести к серьезным социальным последствиям, – считает председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Мешкова. – В республике имеется опыт реструктуризации сети в начальном профессиональном образовании, а самое важное – есть законодательство, которому и нужно следовать.
Александра Селянина, министра образования Карелии, который участвовал во встрече Николая Левина с советом родителей 45-й школы, я также попросила прокомментировать конфликт. Вот что он сказал:
– Это не конфликт, а пример неправильного исполнения правильных управленческих решений. В Петрозаводске избыточная сеть общеобразовательных учреждений – по оценке министерства, как минимум 27% средств субвенции тратится неэффективно. Это огромные средства! До сих пор в столице нашей республики не все школы смогли обновить мебель, оборудование за счет государственных средств, обеспечить учащихся бесплатными учебниками. Сложнее дать оценку, когда речь идет о конкретной ситуации. Директор школы вступает в борьбу за свое рабочее место, а родители и дети становятся заложниками ситуации, не имея полного представления о мотивах принимаемого решения. Директор лицея начинает вершить судьбы, не решив проблемы своего якобы элитарного образовательного учреждения. Уверен в одном – право учеников и родителей на получение образования по программе, которую они выбрали, включая уровень изучения предметов, воспитательную направленность, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, психолого-педагогическое сопровождение, должно быть гарантировано при любых вариантах реструктуризации сети школ. Никакого поглощения, как сказал многодетный отец учеников 45-й школы, быть не должно. Я с ним согласен не только как многодетный отец, но и как министр образования Карелии.
Директор, во что трудно поверить чиновникам, не держится за свое кресло, эта школа – дело всей ее жизни. Родители в открытом письме к руководителям органов власти Карелии написали:
«Мы воспринимаем факт досрочного расторжения администраций города трудового договора с директором школы как своеобразный «акт устрашения» прежде всего для учительского коллектива, причем не только школы № 45, поскольку уже обещаны чиновниками «намерения» и о последующих «слияниях».
{hsimage|Учителя: «В нашей школе созданы все условия для работы, продолжения образования, за последние три года пришли 11 молодых специалистов»||||}На второе общешкольное собрание, 22 декабря, был приглашен, но не явился Николай Левин. Анна Ануфриева, член совета родителей, поставила перед родителями (а их пришло около 200) вопрос: «Что же дальше?» Было решено продолжить борьбу за школу всеми законными средствами: провести митинг, отправить письма руководству республики, уполномоченному по правам ребенка России. Полученные накануне родителями, как их тут же нарекли, «письма счастья» от Николая Левина с гарантией, что интересы детей при слиянии не будут ущемлены, как оказалось, никакой юридической силы не имеют. Их прямо на собрании стали возвращать отправителю.
По сути, действия родителей в защиту школы, в которой учатся их дети, – это те ростки гражданского общества, о которых так любят поговорить наверху. Кстати, по заявке С.С. Артемьевой ее школа два года участвовала в российском проекте по формированию государственно-общественного управления школой. Голое администрирование с этими людьми не пройдет, сломать через колено их не удастся. Власть явно оказалась к этому не готова.
 
Фото автора и Людмилы Елагиной
 
"Лицей" № 1 2010 

Exit mobile version