Недавно на секции «Сельская школа» научно-практической конференции Петрозаводского государственного университета собрались преподаватели университета и педагогической академии, руководители и педагоги сельских школ для обсуждения текущих и грядущих проблем. В разгар дискуссии раздался взволнованный возглас директора школы из глубинки: «О малокомплектной замолвите слово!».
И верно, давно пора замолвить слово о школе, с которой когда-то начиналось образование на селе. Малокомплектная – всегда малочисленная школа, то есть детей в ней меньше, чем по существующему «сельскому» нормативу – 14 человек в одном классе. По этой причине и из экономии скромных средств, выделяемых маленьким школам, в один класс объединяются дети, как минимум, двух возрастных групп.
Обычный урок в малокомплектной школе из особых особый. Детей может быть и мало – до десятка, а работы учителю значительно прибавляется, ведь нужно выполнить не одну, а минимум, две образовательные программы. Когда педагог общается с одним классом, другой в это время занимается самостоятельно. Учитель постоянно переключается с одного класса на другой, переходит с одной программы на другую.
В идеале каждому классу достанется 20 минут педагогического внимания, еще 5 минут учитель выделит классу в целом в начале и в завершении урока. Значит, 20 минут дети занимаются «без учителя» – самостоятельно той работой, которую заранее продумал, организовал и контролирует краем глаза учитель.
Младший школьник задерживается на одном действии от 5 до 10 минут. Значит, на уроке у каждого ребенка должно быть, как минимум, 8 — 9 смен видов деятельности. Учитель, следовательно, продумывает и подготавливает 16 — 18 переключений. Сам педагог работает в режиме диспетчера большого международного аэропорта. Очевидно, что на подготовку такого урока педагогу требуется больше времени.
Есть примеры, когда такая школа показывает высокое качество образования. Так, на последней олимпиаде учащихся, обучающихся по системе Л. Занкова, дети из малокомплектной Матросской основной школы Пряжинского района заняли 3-е место в республике, оставив позади городские гимназии и лицеи.
Малокомплектных школ в нашей республике становится все больше. Объединение детей разных возрастных классов в один касается сегодня уже не только школы начальной, но практикуется и в основном звене (5-9 классы), а по некоторым предметам, например, по физкультуре, и в старшем (10-11 классы).
«Лицей»