Интернет-журнал «Лицей»

Не благодаря, а вопреки. О школе Алексея Андрейко, карельского Макаренко

Алексей Захарович Андрейко с учениками. Сентябрь 2010 года. Фото Ирины Ларионовой
Алексей Захарович Андрейко с учениками. Сентябрь 2010 года. Фото Ирины Ларионовой

Трудно выживать сельской школе, труднее же всего приходится новаторам, первопроходцам. В непредсказуемые 90-е годы Алексей Захарович Андрейко сумел создать на базе школы в поселке Коткозеро Олонецкого района первый в России сельский социокультурный комплекс. Московские профессора педагогики, побывав там и увидев все своими глазами, в восхищении назвали Андрейко «карельским Макаренко». 

 

И это не преувеличение, вот один факт: при повальной безработице в поселке нет детской преступности. Секрет прост, как все гениальное: дети постоянно заняты делом, интересы ребенка поставлены во главу угла. По замыслу А.З. Андрейко, из места для заучивания уроков школа превратилась в школу-мастерскую, школу-лабораторию, школу-ферму. Используется производительный труд, открыты множество кружков и секций, есть свое телевидение и радио. В 1997 году школа одной из первых в республике вышла в Интернет.

Идею сельских социокультурных комплексов Алексея Андрейко подхватили, в стране их уже около 2 тысяч. А вот Коткозерская школа своего статуса лишилась, сейчас это обычная средняя общеобразовательная школа. Но лишь формально она обычная.

… Открываешь школьную калитку и сразу попадаешь в царство порядка и ухоженности. Ограда в идеальном состоянии, нигде ни соринки ни бумажки, трава выкошена — и всюду море цветов. Все продумано: каждый класс отвечает за свой участок двора, собирает мусор, зная, что вообще-то лучше просто не мусорить. Порядок и в здании: стены свежевыкрашенные, окна блестят.  Аккуратно одетые дети, пробегая мимо незнакомых людей, здороваются. Сам Алексей Захарович — образец элегантности, ученикам есть с кого брать пример.

Кабинет директора поражает своей скромностью. Бывая регулярно в сельских школах, мы уже привыкли видеть современное оснащение классов и кабинетов: благодаря нацпроекту в школы поступила компьютерная техника, новое оборудование. Но Коткозеро почему-то обошли, компьютерный парк пора обновлять, мебель тоже видавшая виды. О причинах такого отношения Алексей Захарович говорить не стал. Его позиция:
— Несмотря ни на что пытаемся жить в режиме развития, идем по пути проектов, ищем гранты.
Условия жизни здесь суровые. Зимой автобусы пробираются в деревни п заметенным дорогам. В темноте, в пургу, учителя преодолевают по сугробам по полкилометра, чтобы забрать из дома  в школу ребенка.
Два школьных автобуса привозят детей из 10 деревень, одна из них находится на расстоянии 75 километров. Возить детей каждый день из отдаленных деревень невозможно, потому живут они в пришкольном интернате. После решения районных депутатов об укрупнении к Коткозерской школе присоединили еще две школы плюс три детских сада. Так что теперь школа размещается в семи зданиях! Обучаются в ней 175 детей и 59 дошкольников.
Алексей Захарович не считает правильным решение о слиянии школ. Взять Верхнеолонецкую школу. Она славилась своими крепкими традициями. Потеряв самостоятельность, ко всему прочему осталась без Интернета — спутниковая связь теперь ей не положена. Год учителя оплачивали трафик за свои невеликие деньги, поскольку без Сети в глубинке никак. Благодаря школьному сайту эта школа смогла выйти на российский фонд „Кто, если не я?“, который стал присылать детям адресные посылки с одеждой. Присутствие в Сети помогает находить и другие фонды.
Без помощи со стороны не то что школе – людям не выжить. Ни в Верхнем Олонце, ни в Коткозеро, ни в других окрестных деревнях работы нет. Знакомая в постсоветской истории картина, но от того не менее печальная: когда-то были фермы, зверосовхоз, леспромхоз — не осталось ничего.
Не редкость, когда на пенсию бабушки живут и она сама, и ее дети, и внуки. 75 процентов родителей – безработные! Неудивительно, что семьи пьющие со всеми вытекающими последствиями. „Это главная наша проблема“, — признались учителя, с которыми мы разговорились в школьной столовой. Как-то привели девочку в садик. Ее спрашивают: „Как тебя зовут?“ — „Я девочка лесная.“ Ребенок не знает даже своего имени…
Ежедневный контроль за трудными детьми – задача номер один. Алексей Захарович, бывает, сам идет утром будить ребенка и за руку приводит в школу. Учителям приходится выполнять родительские функции, устраивая детей после школы в училища, на работу. Вот реальность, в которой живут и самоотверженно работают школьные педагоги.
В одной из своих работ кандидат педагогических наук А.З. Андрейко написал, что возникновение подобных сельских социокультурных комплексов явление неслучайное: „Они, как и земские школы, как и школы С.Т. Шацкого (отечественный педагог, автор идеи открытой школы, воспитывающей детей в социальной среде. — Н.М.) появляются в результате острейшей социальной необходимости, когда решается судьба российской деревни“.
Коткозерская школа, формально лишенная своего статуса, осталась сельским социокультурным комплексом, объединив усилия с домом культуры, библиотекой, медпунктом. Иначе не выжить. В селе проживают около 2 тысяч человек, а оно с каждым годом теряет инфраструктуру. Одни воспоминания остались от больницы с 15 медработниками, нет теперь и сберкассы.
— Мешает нам недальновидная политика по отношению к деревне, сельским школам, людям. Правят бал те, кто создает расценки на услуги, — переживает Алексей Захарович. — С работой у людей никаких перспектив нет. Мы надеемся только на себя, наша школа – не белоручка. Есть у нас сад, огороды. Хотя вот картофель сажать перестали – прокуратура запретила, мол, эксплуатация детского труда. А раньше до 60 тонн выращивали, было даже свое картофелехранилище. Да и родители изменились, не хотят, чтобы дети на огородах работали…
На пришкольном опытном участке культивируется около 50 видов различных кустов, деревьев, в том числе облепиха, кедровая сосна. Стали сажать яблони, чего ранее в Коткозеро не было. Учитель биологии Зинаида Ивановна Милорадова высаживает с ребятами восемь сортов картофеля, исследуя особенности посадки и выращивания картофеля в условиях Южной Карелии. Самых трудолюбивых учеников награждают на Празднике урожая.

От продажи смородины на днях выручили 8 тысяч рублей. Благодаря такому подспорью удается проводить свои праздники, готовиться к новому учебному году. В этом году школе ни копейки не дали на косметический ремонт, только на противопожарные мероприятия. Тем не менее здание покрашено сверху донизу без единого бюджетного рубля.  Немного помогли меценаты.

Алексей Захарович Андрейко директорствует уже более 30 лет. Много раз встречалась с ним, бывала в Коткозеро. Такой тяжелой ситуации вокруг школы, как сейчас, не было даже в 90-е. Как можно с полной отдачей работать, генерировать свежие идеи, когда все приходится делать не благодаря, а вопреки? Он отвечает просто:

— Работаю потому, что не хотелось бы бросать школу, пока есть силы. У нас хороший коллектив в школе, мажорный.
Среди многих ноу-хау Коткозерской школы – образовательный автобус. На нем школьная бригада отправляется в отдаленные деревни. Показывают местным жителям концерт, с собой привозят лектора, если получается и врача. Встречают их в забытых властью и Богом местах всегда с большой радостью.
Не чудо ли: в то время, как одни кричат о маргинализации и даже гибели деревни, другие, кому очень трудно жить, протягивают руку помощи тем, кому еще труднее?
От редакции «Лицея». Благодарим за возможность побывать в Коткозеро руководителя общественной организации «Карельское образование» Владимира Дмитриевича Малегина.
Exit mobile version