Образование, Школа и вуз

«Задавайте любые вопросы, предлагайте свои идеи – мы открыты»

pryaza7Одна из секций республиканского августовского педсовета прошла в Пряже. Почему именно там? Это поселение известно примерами эффективного сотрудничества институтов местного сообщества. 

Последняя неделя августа завершает хлопоты перед общенародным событием – началом нового учебного года. У педагогов это время больших и малых педагогических советов, где нужно: определиться «где стоим», свериться «то ли делаем», договориться, куда идти. Желательно еще и вдохновиться красивой идеей, обогатиться новой информацией, чтобы начать год на позитивных эмоциях. Позитивный педагог – радостное школьное детство.

Республиканская общественно-педагогическая конференция «Культурно-образовательное пространство Республики Карелия: от идеи к результату» 26 августа дала старт традиционным педагогическим собраниям. Особенность Года культуры – нацеленность на объединение ресурсов образования и культуры в воспитании гражданина и патриота своего поселка, города, республики, страны. Идея объединения/интеграции и преодоления разобщенности, межведомственных, объективных и субъективных барьеров, – где-то еще только идея, а где-то она уже очевидная реальность.

После пленарного заседания республиканского форума участники секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов» выехали в Пряжу.

Почему в Пряжу? Пряжинское поселение давно известно примерами эффективного сотрудничества практически всех институтов местного сообщества. Проблема интеграции ресурсов социума в воспитании пряжинских школьников – предмет пятилетнего педагогического эксперимента Пряжинской школы (научное руководство Лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ), результаты которого знакомы не только республике, но и стране. То есть Пряже есть что показать – у Пряжи есть чему поучиться.

В Центре досуга и творчества поселка (Дом культуры) участников секции встречали Татьяна Павловна Сеппянен, заместитель главы Администрации Пряжинского национального муниципального района, а также почти весь педагогический состав Пряжинской школы и работников культуры района. «Смотрите всё, задавайте любые вопросы, предлагайте свои идеи – мы открыты…» – приветствовала гостей Татьяна Павловна.

Социокультурные (исторические, этнокультурные, природно-географические) объекты Пряжинского поселения – это более 30 дорогих сердцу пряжинца мест, памятников, сооружений. В районе их, как считают местные, более 300. И все они потенциальны в воспитании и детей, и взрослых.

Интерактивная экскурсия, которую подготовили для секции хозяева, проходила на «пятачке» центра поселка, но маршрут оказался весьма насыщенным: Центр досуга и творчества – Аллея молодоженов – Братское захоронение – Древо пожеланий – Памятник Герою Советского Союза Марии Мелентьевой – Пряжинская средняя школа – Молодежный центр – Летний сад – Этнокультурный центр. Наше «путешествие» – это, прежде всего, презентация многообразия моделей и успешных практик взаимодействия местной власти, образования, культуры, сообщества. На каждом объекте встреча с инициаторами идеи и организаторами проектов – педагогами школы, работниками культуры, местными жителями.

Например, остановка на Аллее молодоженов: скамейка «Давай навсегда помиримся!»,  Арка молодоженов, цветник, созданные школьниками вместе с родителями и сотрудниками ЗАГСА, и рассказ Е.Е. Волк – классного руководителя одного из классов школы об одном из многих мини-проектов большого общешкольного проекта «Мой класс – моему поселку». Результаты/вехи этого проекта обозначены по всему маршруту – это детская площадка, Дерево забытых деревень с табличками их названий для истории и в назидание; это оригинальные клумбы и места отдыха; это Древо пожеланий в маленьком парке, где встречаются влюбленные; это Аллея выпускников перед школой. Трудно поверить, что все это сделано за год проекта, детьми и взрослыми, на скромные средства жителей и/или с участием местных меценатов.

Возле Братского захоронения экскурсию встречала Е.П. Гришкалаускене – руководитель музея и хранительница памяти поселка. Рассказ Елены Петровны об истории места, о трагических днях Пряжи в годы Великой Отечественной войны, о работе музея и поисковиков. А также о том, как инициатива, с которой школьники обратились в Администрацию района, создала традицию – ежегодное событие для местных жителей. 5 сентября – День памяти бойцов 313 стрелковой дивизии, защитников Пряжи в 1941 году, когда здесь собираются пряжинцы, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за освобождение.

Полезные выводы, думаю, можно сделать из презентации О.Ю. Степанова – директора Пряжинской школы о школьных социокультурных образовательных проектах разного уровня – классного, школьного, поселкового и даже районного:

– Школа может стать зачинательницей многого нужного для детей и для взрослых, но важно действовать вместе с теми, кто рядом – родителями, соседями, учреждениями.

–Детские проекты – это не «проектные предложения» или «фантазии посторонних», а конкретные дела на пользу общества, реальная социальная практика.

Таких проектов за последние годы в школе состоялось несколько десятков. «Их личностный результат, – сказал Олег Юрьевич, – выпускники выбирают профессию, нужную для жизни в поселке».

Следующий пункт маршрута – Молодежный центр Пряжинского национального района – реализованная инициатива местной молодежи. Под крышей центра есть место и детям, и взрослым для занятий музыкой, живописью, спортом, творчеством, социально-полезной деятельностью. Уютно, красиво, насыщенно и приглашающе выглядели кабинеты, залы и коридоры Центра. Собственно, сам этот центр – живой пример интеграции, учреждений образования, культуры, спорта, молодежной политики, социальной сферы для общих дел и общей пользы.

Чуть более года, как появился в Пряже новый социокультурный объект – Этнокультурный центр. И снова по-пряжински особенный – с исторической экспозицией, с мастер-классами карельской кухни, ткачества, лекарства, с выставками творчества местных мастеров и даже с Летним садом для встреч и размышлений. Это предметно-насыщенная среда для проведения уроков краеведения для пряжинских и приезжих школьников; место, куда можно прийти с туристической группой или с приехавшими в гости родственниками.

В Доме культуры, пахнущем деревом, сверкающем свежими красками, новыми креслами и аппаратурой, подводим итоги экскурсии: восторгаемся, сомневаемся и благодарим пряжинцев. «Проблемы, конечно, были и есть. Объединиться не так просто…» – говорит Татьяна Павловна. И резюмирует: «Главное, чтобы нашлись неравнодушные и деятельные люди».

Следующие модели взаимодействия презентовал А.З. Андрейко, не так давно он был директором Коткозерской школы – социокультурного центра (первого в России!), а сегодня – руководитель общественной организации «Живая деревня». За последние 12 лет организация осуществила более 30 проектов, объединяя образование, культуру, науку, местное сообщество для улучшения жизни детей, подростков, молодежи, людей среднего и пожилого возраста. Организация работает не только в Коткозеро. В ее проектах участвуют жители Олонецкого, Пряжинкого, Прионежского районов и Петрозаводска. Алексей Захарович пригласил участников секции в новый проект. Возможно, что вместе «Живой деревней» за создание ТОС-ов (Территориальные общественные советы) возьмутся педагоги и работники культуры из Калевалы, Беломорского района, Прионежья.

Надежда Васильевна Муравко, заместитель директора Вешкельской средней школы Суоярвского района, представила опыт сотрудничества местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений культуры своего поселения. Он показался привлекательным множеством находок, и участники секции предложили посмотреть его на месте. Обозначили следующий маршрут – поселок Вешкелицы. За его подготовку берутся, понятно, хозяева, а так же Ассоциация сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия (председатель совета Ассоциации Т.А. Танцева).

Рефлексия событий секции продолжилась в автобусе по дороге в Петрозаводск. В результате возникли следующие предложения.

Предложения

секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов» Августовской общественно-педагогической конференции «Культурно-образовательное пространство Республики Карелия: от идеи к результату», посвященной Году культуры

Мы, участники секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов», с интересом и благодарностью познакомились с практиками формирования социокультурной среды и взаимодействия субъектов поселения Пряжа Пряжинского района; с опытом сотрудничества местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений культуры Вешкельского поселения Суоярвского района; с социокультурными инициативами КРОО «Живая деревня» села Коткозеро Олонецкого района.

Обсудив представленный опыт, участники секции сошлись во мнении, что улучшение социокультурной среды города, поселка, деревни:

– это, прежде всего, забота и дело самих субъектов данной  территории: не следует ждать помощи «сверху» – нужно действовать самим;

– возможно лишь при интеграции ресурсов всех учреждений, организаций и местных сообществ, жителей территории (материальных, финансовых, человеческих): объединение без ведомственных ограничений;

– не связано с тем, кто является ведущим (социокультурным центром) этого процесса – образование, культура, общественное движение…: важно наличие лидера.

Условие успеха – объединение всех!

В связи с этим предлагаем:

  • Министерствам и органам управления образования и культуры:

– стремиться к преодолению межведомственных барьеров;

– инициировать самим и всячески поддерживать межведомственные инициативы и проекты;

– организовывать и проводить межведомственные мероприятия, направленные на взаимодействие и социокультурное развитие территорий Республики Карелия;

– предусматривать и разрабатывать нормативно-правовые основы интеграции (а если нужно, то и перераспределения) ресурсов разных ведомств;

– предусмотреть в оценке эффективности деятельности органов управления показатели межведомственной интеграции и сотрудничества с местными сообществами.

  • СМИ:

освещать и всячески популяризировать успешный опыт:

– социокультурного развития территорий на основе интеграции;

– объединения на местном уровне для улучшения жизни в городе, поселке, деревне.

  • Субъектам территорий – органам местной власти, учреждениям и организациям бизнеса, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и туризма, молодежной политики и т.д., общественным организациям и ассоциативным объединениям, активным жителям городов и поселков микрорайонов:

– проявлять и поддерживать инициативы, привлекать к совместной социокультурной деятельности других – «по горизонтали» и «по вертикали»;

– находить в местном сообществе и взращивать (обучать, поддерживать) лидеров, особенно, молодых;

– создавать условия для поддержки и проявления детской социальной инициативы;

– учиться сотрудничеству друг у друга на всех уровнях – местном, районном, республиканском, российском, международном;

– показывать свой опыт – и позитивный, и неудачный – учить других, обучаясь.

26 августа 2014 года

Итак, наша секция состоялась. Надеюсь, ее участники войдут в новый учебный год с добрым почином и с намерением воплотить его вместе со своими воспитанниками, коллегами и с теми, кто рядом. Дело будет общим, и польза – для всех.

 

От секции «Социокультурная среда территории: модели взаимодействия субъектов» Республиканской общественно-педагогической конференции «Культурно-образовательное пространство Республики Карелия: от идеи к результату» 26 августа 2014 года

Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Карелии Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия

Экскурсия по Пряже
Экскурсия по Пряже
 Аллея молодоженов
Аллея молодоженов
У Братского захоронения воинов Великой Отечественной войны
У Братского захоронения воинов Великой Отечественной войны
Практики патриотического воспитания представляет Елена  Гришкалаускене
Практики патриотического воспитания представляет Елена Гришкалаускене
Социокультурные проекты школы представляет директор Олег Степанов
Социокультурные проекты школы представляет директор Олег Степанов
 Молодежный центр Пряжи
Молодежный центр Пряжи
Летний сад Этнокультурного центра
Летний сад Этнокультурного центра
В Этнокультурном  центре
В Этнокультурном центре
Проекты КРОО "Живая деревня" представляет Алексей Андрейко
Проекты общественной организации «Живая деревня» представляет Алексей Андрейко

Фото автора