Татьяна Павловна СЕППЯНЕН работает, и успешно, руководителем управления образования семь лет. Работает почти в экстремальных условиях: в сугубо сельском Пряжинском районе водопровод-то – редкость, зато все школы подключены к Интернету.
Имя Татьяны Сеппянен хорошо известно в республике: в 1995 году она стала победителем первого республиканского конкурса «Учитель года» и лауреатом российского. Под ее началом десять школ, 1429 учеников, 327 педагогов – и все сельские проблемы.
– Солидный управленческий опыт помогает в работе?
– Не сказала бы. Становится все труднее, ведь постоянно происходит обновление содержания работы. Конечно, можно жить легко – если просто функционировать. Но мы пытались развиваться даже тогда, когда денег не хватало.
Каждый год что-нибудь новое. То ЕГЭ, то переход лицензирования и аттестации на уровень республики, то реструктуризация сети учреждений. Потом началась реализация национальных проектов. Кстати, процесс оптимизации вообще непрерывен. Но каждый понимает ее по-своему. Кто-то как минимизацию расходов, а я – как создание оптимальных условий, сохранение образовательных учреждений. Но только тех, где обеспечено качественное образование.
Искусственно поддерживать школу в угоду общественному мнению – значит, обделять детей. Если она не соответствует нормам санитарной и пожарной безопасности, не может дать качественное образование – с чем ребенок выйдет в жизнь? Разве может такое образование придать ему силы в будущем?
При мне было закрыто четыре школы – две начальные и две основные. В них было мало учеников, в Койвусельге всего двое.
– И все-таки общественное мнение в основном против закрытия школ…
– Мы, конечно, его учитывали, поэтому не спешили. Начинали со встречи с коллективом. Когда педагоги сами осознают, что им не справиться с подготовкой выпускников на современном уровне, они становятся нашими союзниками. После идем к родителям. В ту же Койвусельгу я приезжала трижды, выслушивала аргументы каждого родителя. А потом мы посадили детей и родителей в школьный автобус и привезли в Ведлозерскую школу, куда им предстояло перебраться. И вот когда они увидели современное здание с компьютерным классом, спортивным залом, хорошей библиотекой, узнали, что здесь много секций и кружков, согласились: «Да, это необходимо!».
– Но вот вы убедили сомневающихся в необходимости учиться в другой школе. И что – все довольны?
– Мы проводили опрос детей и родителей в двух школах. Что, на их взгляд, изменилось с переходом из малочисленной в крупную школу. Оценки, признаться, дают противоречивые. Как положительное отмечают появление у ребенка новых друзей, возможность заниматься в спортивных секциях и различных кружках. Но поначалу жалуются, что дети стали хуже учиться. Родители судят по оценкам, а ведь у ребенка идет процесс адаптации, да и требования к качеству знаний в большой школе выше. Со временем начинают это понимать.
Был курьезный случай. Дети пожаловались директору своей новой школы на уроки английского: «Учитель все время говорит по-английски, а в нашей школе только отдельные слова произносили. Мы так не привыкли!»
Еще родителям не нравится, что собирают деньги на учебники. В маленькой школе годами учились по тем, которые есть, а в новой строго следят за соответствием обязательному перечню. Но, должна сказать, в последние два года благодаря увеличению субвенции меньше собираем денег на учебники.
А скажи людям в поселке, что опять возобновит работу их маленькая школа, вряд ли они этого захотят. Уже оценили значение качественного образования. Это и есть главный критерий при реструктуризации.
– Национальные проекты добавили вам хлопот?
– Пусть больше будет таких хлопот! Благодаря им меняются люди, подходы к управлению, обновляются программы. Главное – происходят системные изменения в образовании. Взять подключение школ к Интернету. Техническую и содержательную стороны берут на себя федеральные и региональные власти. Мы же должны позаботиться о том, чтобы были исправны электропроводка, заземление, закуплено соответствующее оборудование, да и многое надо подготовить. Раньше до этого руки не доходили, средств не было.
А гранты лучшим учителям? Вначале людей приходилось уговаривать участвовать в конкурсе. Стеснялись – как это заявить, что я лучший? Сейчас у многих азарт появился: я тоже могу! Растет активность учителей, их желание постоянно повышать уровень профессиональной компетентности. Педагог задумывается: успех ученика – ведь и его достижение! Изменяется одна сторона, но это заставляет крутиться все механизмы системы.
Словом, мы готовы к дополнительной нагрузке, лишь бы национальные проекты распространились на дополнительное и дошкольное образование. Школы сегодня хорошо обеспечены, а там – нищета.
– Национальные проекты инициированы Москвой. А какие идеи родились у вас?
– Наша местная инициатива направлена на самое уязвимое – поддержку молодых специалистов, зарплата которых сегодня просто недостойна. Каждый год в школы района приходят 5 – 6 молодых специалистов. В первый год работы выплачиваем им надбавку в 30 %, второй год – 20 и третий – 10. Снижение оправданно: по мере работы молодой специалист получает возможность повысить разряд и тем самым свою зарплату.
В маленьких населенных пунктах молодых нечего и ждать, пока не начнут решать проблему комплексно – должны быть полная нагрузка, жилье, работа для второй половины.
– Знаю, что результаты ваших подопечных по ЕГЭ не были блестящими…
– Не ниже республиканского уровня, а в Эссойльской школе и выше. А вообще школу мы сравниваем с ней же самой. Лучше сдали ЕГЭ по русскому языку, хуже – по математике. Но выпускники наши поступают неплохо – в вузы Петрозаводска, Москвы, Питера.
Главная опасность единого государственного экзамена в том, что мы не учим теперь, а готовим к ЕГЭ. Трудно совместить контрольно-измерительные материалы и содержание программ, по которым мы работаем. Знаю это на собственном примере, поскольку до сих пор преподаю обществознание в школе и два года готовила детей к ЕГЭ. Некорректные вопросы, непонятные ответы…
Отправляем педагогов на курсы повышения квалификации, у нас открыт межшкольный методический центр. Приходят учиться неожиданные люди – в возрасте, консервативных, казалось бы, взглядов. Понимают: ребятам интересны учителя, которые говорят с ними на одном языке. Теперь каждый педагог пользуется компьютером, многие сами создают цифровые образовательные ресурсы.
– Что вы можете считать своим достижением?
– При всех сложностях удается ежегодно решать проблемы с совершенно необходимым ремонтом – основные фонды ветхие. В этом году получили в Минфине кредит на два миллиона – для приведения в порядок канализации, электропроводки, приобретения средств противопожарной безопасности. Препятствие – конкурсы, которые мы обязаны устраивать по 94-му закону. Много появилось недобросовестных подрядчиков, которые сбивают цену, выигрывают конкурс, получают аванс в 30 процентов – а потом их ищи-свищи.
Каждый год 1 сентября я отправляюсь в самую маленькую отдаленную школу. Последний раз была в Улялегской основной школе, где всего 34 ученика. Там начало учебного года – всегда общий праздник. И в этот раз пришли родители с маленькими детьми, ветераны-педагоги. Трудно сказать, чему я больше радовалась: новому туалету, пусть деревянному и на улице, или компьютерному классу с Интернетом. Или тому, что появились в школе два молодых специалиста, в том числе учитель информатики, который будет заниматься как с детьми, так и с учителями. Такие вот у нас достижения…
Фото автора
Лицей № 2 2008